Живопись советского художника С. Я. Адливанкина (1897–1966) недостаточно исследована. В 1912–1917 гг. он прошел обучение в Одесском художественном училище в классе К. К. Костанди, затем в 1918 г. учился у В. Е. Татлина. В начале 1920-х гг. С. Я. Адливанкин был уполномоченным Самарского ВХУТЕМАСа, работал с В. В. Маяковским. В начале 1920-х гг.совместно с Г. Г. Ряжским Самуил Яковлевич основал группу «НОЖ» (1921–1924), в конце 1930-х гг. оформлял несколько павильонов на ВДНХ. Его деятельность в поздний период практически не известна.
Сквозь все творчество художника проходит одна важная для него тема — город Москва. Самуил Яковлевич любил рисовать тот район, в котором он жил (а жил он в районе Масловки). Некоторые портреты написаны на фоне Петровского парка («Девушка с красным бантом», 1930). Действие жанровых картин или журнальных иллюстраций разворачивается на фоне московских улочек и бульваров. Художник пишет Петровский парк в то время, когда там еще протекала небольшая речушка; московский дворик в начале 1940-х гг., пока там не был возведен дом («Дворик на Масловке», 1940); стадион «Динамо» («Осень. Динамо. Западная трибуна», 1940). В настоящее время стадион серьезно перестраивается, и прилегающая к нему территория уже изменилась. В работах С. Адливанкина сохранился образ довоенной Москвы. В докладе планируется показать «старые» фотографии и современные виды тех же мест, которые запечатлел в своих картинах художник.

 PDF