Григорий Иванович Чорос-Гуркин, уроженец горного Алтая, был первым представителем своей народности, получившим светское художественное образование и состоявшимся в качестве профессионального художника. Его тематические предпочтения, общие подходы к живописи находят аналог в творческой судьбе Альберта Наматжиры — представителя коренного населения центральной Австралии, освоившего европейские традиции акварельной живописи и получившего мировую известность и признание художника-акварелиста.
Oба художника являются представителями малых этнических общностей, носителями традиционной культуры. Феномен схожести судеб, жанровых предпочтений и социокультурной ситуации позволяют рассматривать их в одном контексте. Творческие методы Г. И. Чороса-Гуркина и А. Наматжиры формировались в сложной ситуации одновременного утверждения культурной обособленности и попытки интегрироваться в европейскую культуру. Оба автора выражали свои представления о родной земле в пейзаже — жанре, характерном для европейской цивилизации. Сравнительный анализ социокультурного контекста творчества и живописных произведений этих художников позволяет выявить закономерности влияния европейской живописи на трактовку образов национальной природы. Пейзажи Горного Алтая и Австралии в трактовке Г. И. Чороса-Гуркина и А. Наматжиры становятся носителями мифологических представлений исконного населения, выраженных языком традиции, привнесенной извне в процессе колонизации.

 PDF