В докладе рассматривается ранее неизученная деятельность мастерских под руководством Аристарха Васильевича Лентулова — коллективов многочисленных в силу их популярности у студентов, которые послужили для одних этапом в их творческой деятельности, для других стали определяющими в их дальнейшем пути в искусстве. Система мастерских, выстраивавшая отношения между мастером и подмастерьями, — принцип, восходящий к эпохе Ренессанса, — способствовала формированию индивидуального подхода к преподаванию.
В СГХМ-ВХУТЕМАСе Аристарх Васильевич совмещал несколько должностей. С 1918 г. в Первых СГХМ Лентулов был уполномоченным по делам мастерских (главным мастером). В то же время он преподавал живопись во Вторых СГХМ, а 12 января 1919 г. был приглашен совместно с Г. Б. Якуловым и Ф. Ф. Федоровским руководить театрально-декорационными мастерскими при Первых СГХМ. Это были специальные мастерские, заниматься в которых могли подмастерья различных специализаций. С 1920-х гг. во ВХУТЕМАСе он находился на должности профессора, а также был руководителем театрально-декорационного отделения (ТДО) Живфака.
С помощью архивных документов и воспоминаний современников удалось установить численность мастерских и имена занимавшихся там студентов. При рассмотрении работ учеников мастерских можно сделать интересные наблюдения о влиянии наследия «Бубнового валета» и, в частности, практики Лентулова как театрального художника. Параллели в педагогической практике и взглядах на то, каким должно быть «новое» искусство, мы находим не только у коллег Лентулова по «Бубновому валету», но и у Василия Васильевича Кандинского. Это дает нам основу для сравнения педагогической практики двух живописцев, разделявших идеи синтеза в искусстве и стремившихся воплотить их, в том числе, как один из принципов преподавания (Макарова М. А. Идея синтеза искусств в педагогической деятельности А. В. Лентулова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ 2015 г.). Кроме того, в связи с отъездом Кандинского в 1921 г. его мастерская передается Фальку, а часть студентов, в числе которых были будущие художники Общества станковистов (ОСТ), заканчивает свое обучение под руководством Лентулова.
Рассматриваемый круг вопросов поможет нам сделать выводы о художественном методе А. В. Лентулова при преподавании в СГХМ-ВХУТЕМАСе, о судьбе и влиянии наследия живописца и мастеров его круга на работы художников последующих поколений.

 PDF