Неоклассический стиль в русской архитектуре 1910-х гг. — явление многосоставное и противоречивое, осмысленное современниками как развивающееся в рамках иконографической эволюции: от увлечения неоампиром к возрождению «вкуса итальянских зодчих» эпохи ренессанса. Строительная практика Москвы лишь отчасти подчиняется этой концепции, сформулированной петербургским зодчим Г. Лукомским. Ренессансная линия в строительстве особняков не находит широкого распространения в Москве, где стилистические решения больше ориентированы на наследие русского классицизма второй половины XVIII — первой четверти XIX в.
Тем не менее, творчество видного архитектора В. Д. Адамовича демонстрирует движение от мирискуснических стилизаций к образу классической русской усадьбы и, наконец, к языку ренессансной архитектуры, ясно воплотившемуся в особняке С. П. Рябушинского (1915–1916 гг.). Ренессансная линия в строительстве неоклассических особняков как отдельная проблема мало исследована специалистами. Устоявшееся мнение состоит в том, что нео­классический особняк наследует приемы планировки, разработанные в эпоху эклектики и модерна. Цель доклада — не только указать на то, что неоклассическая стилистика способна влиять на упорядочивание плана и объемно-пространственной композиции особняка, но и показать, что ренессансный этап неоклассического стиля способен демонстрировать наиболее независимые и завершенные в своих принципах варианты плана и объемно-­пространственной структуры, стилистические решения фасадной композиции и убранства интерьера.
В докладе будет рассмотрена эволюция неоклассического стиля в строительстве особняков В. Д. Адамовича, творчеству которого пока не посвящено отдельного исследования, а также привлечен ряд неоклассических особняков, не задействованных в специальной литературе.

 PDF