Иконописание Нового времени, в силу исторических и экономических причин до недавнего времени почти не изучавшееся, сегодня все чаще привлекает внимание отечественных специалистов. Однако взаимодействие иконописи рубежа XIX–XX вв. и стиля модерн по-прежнему остается практически «за кадром». Это затрудняет атрибуцию многих икон, целый пласт произведений иконописи остается вне поля зрения исследователей. В данной работе исследуются особенности становления этой связи, история и поиски путей возрождения иконописания путем проникновения стиля модерн в иконопись. Цель исследования — реконструкция истории становления стиля модерн в иконописи и выявление его роли в возрождении традиционного иконописания. Для этого необходимо было:
• определить значение понятия стиль модерн в иконописи, его критерии и возможность проникновения стиля в иконопись, степень их взаимовлияния;
• выявить роль художников светского жанра и деятелей науки и искусства в данном процессе, определить значение преобразований;
• применить выработанные критерии к конкретному набору памятников иконописи.
Публикации по теме достаточно ограничены. Можно лишь отметить интерес современников к ситуации в иконописном промысле и вопросам национально-религиозных чаяний, а в исследованиях нашего времени придется ограничиться небольшими трудами ряда исследователей: это работы О. Ю. Тарасова, В. С. Пуцко, В. О. Гусаковой. Соприкасаются с темой исследования работы Д. В. Сарабьянова, В. Турчина, Г. Ю. Стернина, Т. А. Борисовой.
В данном исследовании выведены критерии стиля модерн в иконописании, сделана попытка разделения понятий «икона» и «религиозная живопись», определен круг художников и иконописцев, создававших икону модерна, приведены некоторые технико-технологические особенности работы мастеров, проведен ряд атрибуций на материале произведений из частной коллекции.
Поскольку данная работа является лишь началом систематического исследования по теме, она предполагает дальнейшие разработки по указанным направлениям.
Материалы исследования могут быть использованы при написании трудов и чтении курсов по истории русской культуры и искусства, а также экспозиционной деятельности. Кроме того, ряд положений, изложенных в работе, может оказать помощь при атрибуции — выявлению памятников иконописи стиля модерн рубежа XIX–XX веков в массиве поздних икон.

 PDF