Доклад посвящен проблеме влияния на творчество У. Тернера (1775–1851) естественнонаучных взглядов И. И. Гете и М. Фарадея.
Особый интерес в контексте нашего сообщения представляет использование художником естественнонаучного опыта своего времени, который он изучал и творчески перерабатывал.
Большое влияние на формирование творческого метода Тернера оказало его увлечение теорией цвета Гете. Тернер перевел трактат Гете «К учителю рисования», в котором рассматривалась проблема законов восприятия цвета в живописи. Следуя рекомендациям Гете, Тернер проводил эксперименты с цветовосприятием, во многом под влиянием идей Гете Тернер поставил перед собой задачу передачи в живописи зрительных впечатлений, которые возникают при отражении, рассеивании, преломлении света. Эти эффекты он изучал, ставя различные оптические эксперименты с призмами и линзами.
Вслед за Гете Тернер изучает виды цветовых явлений, в том числе: физиологические (создаются глазом в ответ на внешнее раздражение), физические (появляются благодаря прозрачным и мутным средам) и химические (возникающие и некоторое время сохраняющиеся на поверхностях тел). Художник применяет их на практике и активно экспериментирует с цветом, словно опытным путем изучает, как различные цвета и группы цветов влияют друг на друга, как воспринимаются в сочетании, какой эффект оказывают.
Световые и цветовые эффекты на полотнах Тернера позволяют говорить о том, что его произведения «не только изображали свет, но и символизировали его природу». Определенным манифестом колористических экспериментов Тернера можно считать его картину «Свет и цвет» (1843). Наряду с увлечением Гете, Тернер находится под влиянием идей физика-экспериментатора и химика Майкла Фарадея.
На холстах Тернера находили свое визуальное воплощение научные теории и даже образы новых идей и технологий эпохи. В наше время его можно было бы назвать «популяризатором науки».
Фарадей, как и Тернер, не уставал смотреть на небо, а картины художника его восхищали. Тернер же часто консультировался с ним в вопросах экспериментов, а также изучения химического состава и свойств различных красок. С Тернером они вели долгие дружеские беседы. Фарадей, по свидетельствам современников, обладал незаурядным талантом педагога и лектора. Ученый умел объяснять теории и явления максимально наглядно и доступно, и Тернеру это пригодилось.

 PDF