В XIX в. с беспрецедентным развитием исторического сознания во Франции возникает историческая картина нового типа.
На тематическом уровне ее отличает сосредоточенность на материале собственно историческом (а не мифологическом и религиозном) и предпочтение сюжетов из постантичной истории, начиная со средних веков и Возрождения. Лидером нового направления в исторической живописи становится Поль Деларош.
В докладе будут рассмотрены работы Делароша, которые были первоначально приобретены Анатолием Демидовым, первым русским коллекционером новой исторической живописи. Это полотно «Казнь Джейн Грей» (1833. Лондон, Национальная галерея) и акварель «Убийство герцога Гиза» (1832. Лондон, Собрание Уоллеса). Эти композиции Делароша привлекают наше внимание по следующим основным причинам.
• Они представляют собой интересные примеры репрезентации истории и «реформирования» исторической живописи в XIX в.
• В них ясно отражен новый принцип обращения с художественным наследием, в данном случае ренессансным: произведения ренессансного искусства Деларош использует не столько как художественные образцы, сколько как исторические свидетельства.
• Наконец, эти композиции Делароша получили широкую известность и находили отклик в творчестве других художников, включая русских мастеров исторического жанра. Отдельное внимание в докладе будет уделено малоизученному вопросу о русских интерпретациях этих французских образцов.

 PDF