Сансиева Анна Валерьевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия
К середине XVIII века творчество итальянских архитекторов оказывается все больше подвержено классическим влияниям. Конкурс 1732 г. на возведение фасада базилики Сан Джованни ин Латерано в Риме признается условной отправной точкой для распространения неоклассического направления в архитектуре Италии.
Основой формирования идеологии неоклассицизма для Европы стало признание идеала в античности, интерес к ее изучению и копированию. Однако для Италии античность была одним из этапов, составивших уникальное наследие, но не единственным доминирующим прототипом.
По этой причине мастера второй половины XVIII в., проходившие обучение в Академии Святого Луки в Риме и знакомившиеся с памятниками города, чаще отдавали предпочтение исследованию архитектуры Ренессанса. Рассматривая памятники Возрождения как источник для заимствования конструкций, композиции планов и декоративных элементов, архитекторы перерабатывали собранный материал и распространяли его на всей территории Италии и за границей.
Восприятие наследия Ренессанса зодчими шло по нескольким направлениям. Первое было продиктовано происхождением отдельных мастеров. В середине XVIII века в Риме среди деятелей культуры формируется т. н. «флорентийская партия», в которую входили архитекторы из Тосканы Алессандро Галилей и Фердинандо Фуга. Все их творчество отмечено чертами влияния позднего этапа Ренессанса во Флоренции — маньеризма. В частности, речь идет о представлении фасада палаццо как театральной декорации, как это было в творчестве архитектора маньеризма Бартоломео Амманати.
Другое направление представляет собой переработку сакральных образов архитектуры Возрождения. Такие мастера, как Луиджи Ванвителли и вновь Алессандро Галилей, обращаются в своих работах к центрическому сакральному пространству, заимствуя большинство идей из проекта Микеланджело для церкви Сан Джованни деи Фьорентини в Риме. Ванвителли и Галилей цитируют и архитектуру более ранних зодчих Ренессанса. Создавая проекты для церквей в Англии, Галилей использует образы Филиппо Брунеллески, а Ванвителли в светских постройках в Неаполе перерабатывает идеи центрического пространства Донато Браманте.
Рассмотрение вопроса о восприятии традиций Ренессанса итальянскими архитекторами второй половины XVIII в. дает наиболее наглядное понимание истоков неоклассической архитектуры Италии, заложенных в переработке собственного наследия предшествующих эпох.