Развитие гравюры в эпоху Ренессанса и ее дальнейшее изменение в эпоху маньеризма и раннего барокко является весьма актуальной проблемой, еще недостаточно исследованной в искусствознании. В докладе данная тема рассматривается сразу по нескольким направлениям: технические достижения гравюры, изменение создаваемого художественного образа и, наконец, значение гравюры как средства тиражирования и распространения других предметов изобразительного искусства.
Достаточно интересным представляется проследить изменения, произошедшие с гравюрой в течение двух веков, на примере работ двух ведущих мастеров: А. Дюрера и Х. Гольциуса, — рассмотреть черты, сохранившиеся от эпохи Ренессанса в гравюре манньеризма и раннего барокко, и выявить новые черты, появившиеся в гравюре в начале XVII в.
В докладе последовательно рассмотрен ряд работ обоих мастеров, выявлены их закономерности, проведен анализ техники и художественного образа. Альбрехт Дюрер — выдающийся мастер своего времени, в том числе занимавшийся искусством гравюры, фактически создававший гравюру Северного Ренессанса, применивший новые законы композиции, построения пространства, объема, светотени. Хендрик Гольциус является мастером эпохи мань­еризма, выдающимся графиком и гравером, в работах которого активно использовались достижения как его предшественников, так и его современников, измененные его собственным взглядом и подходом. Оба мастера придавали важное значение совершенствованию техники своих работ: как Дюрер, так и Гольциус экспериментируют с разными техниками, но их лучшие признанные работы созданы в одной из самых сложных техник — резцовой гравюре на меди.
Затронутые проблемы имеют важность не только для истории графики, но — поскольку искусство гравюры, само по себе тесно связанное с рисунком, в XVI–XVII вв. является важнейшим средством распространения визуальной информации, — несомненно, оказывают существенное влияние на все виды искусства.

 PDF