Пьеро ди Козимо (1462–1522) — флорентийский художник, личность которого вызывает крайне противоречивые мнения у исследователей. На протяжении долгого периода, начиная с Дж. Вазари (1511–1574), историки искусства рассматривали мастера как талантливого безумца, «затворника» и «любителя уединения», чья безудержная фантазия приводит к созданию работ, значительно отличающихся от произведений его современников. Однако в последнее время подобная точка зрения на личность художника подвергается пересмотру, подкрепленному вновь открывающимися архивными данными.
Творчество Пьеро ди Козимо демонстрирует влияние фламандского искусства, которое, в частности, выражается в тяготении к натуралистичности, повествовательности и любви к деталям. При этом данные черты сочетаются со стремлением к изысканности, грациозности и куртуазности, соответствующим вкусам, царившим при дворе Медичи. Внимание к деталям также отражает тот факт, что Пьеро ди Козимо являлся миниатюристом. Театральное начало, присущее его работам, наиболее полно проявляется в композициях на мифологическую тему (в частности, это касается «Освобождения Андромеды», ок. 1510–1513 гг., Уффици, Флоренция; «Сатира, оплакивающего нимфу» («Смерть Прокриды»), ок. 1495 г., Национальная Галерея, Лондон). Большая сдержанность и торжественность присуща созданным им религиозным изображениям, в которых он наиболее приближен к флорентийской традиции.
Несмотря на важную роль, которую он отводит в своей деятельности воображению, Пьеро ди Козимо использует конкретные источники, прежде всего литературные, творчески их перерабатывая. Это касается в том числе и портретов («Потрет Симонетты Веспуччи», ок. 1480 г., Музей Конде, Шантийи). Целью данного исследования становится анализ связей, существующих между работами флорентийского мастера и литературными памятниками.

 PDF