В докладе рассматривается процесс постепенного превращении знаний о древнерусском искусстве в науку, определяются этапы и факторы, оказавшие влияние на становление истории отечественной художественной культуры. Художественная археология в России появилась в первой четверти XIX в., когда археологи перешли к целенаправленному изучению памятников древнерусского искусства. Рассмотрение данного явления помогает понять механизм рождения научных методов и направлений в истории изучения древнерусского искусства, которые затем легли в основу будущих фундаментальных трудов в этой области искусствознания.
Цель исследования состоит в выявлении подходов к изучению древнерусского искусства с XVIII–XIX вв. и роли художественной археологии в становлении науки о древнерусском искусстве.
В русле реализации данной темы ставятся следующие задачи:
• рассмотреть культурно-исторические условия данного пути,
• провести анализ основных публикаций, отразивших изменение отношения к древнерусскому искусству.
В ходе работы применялся метод историографического анализа.
Решение поставленных задач привело к выделению четырех основных этапов в изучении искусства Древней Руси, отразивших переход от художественной археологии к истории искусства. Первый из них охватил период с XVIII по начало XIX в. и осуществил переход от неприятия древнерусского искусства к зарождению интереса к нему как к историческому источнику; второй этап занял первую четверть XIX столетия: в это время усилилось и стало устойчивым внимание исследователей к древнерусским памятникам, что способствовало появлению художественной археологии; на третьем этапе, во второй четверти XIX в., в изучении искусства Древней Руси преобладало описание фактических данных, уже тогда велась публикация изобразительных памятников. На четвертом этапе, начавшемся в конце 1850-х гг., были произведены первые попытки анализа художественных свойств произведений, произошла разработка сравнительно-исторического и иконографического методов исследования, с развитием которых, а также с накоплением описательного материала при содействии учреждаемых археологических сообществ, к концу данного периода, на рубеже XIX–XX вв., сформировалась искусствоведческая база изучения произведений Древней Руси. Итогом работы стал вывод о роли художественной археологии как подготовительной стадии к научному изучению древнерусских памятников.

 PDF