В художественном наследии Армении конца XIII — начала XIV в. исключительное место занимает творчество Момика, прославленного архитектора, скульптора и миниатюриста этого времени. Его многогранный талант ярко проявился в области церковной архитектуры, скульптуры (в особенности в искусстве хачкаров), книжной живописи, и в каждой из этих областей он выступил как новатор и непревзойденный мастер своего дела. К творчеству Момика обращались многие исследователи, однако в произведениях есть еще много интересных аспектов, разговор о которых даст более полное представление о творчестве Момика, а также в целом о проблематике искусства XIV в. Анализ стилистических и иконо­графических особенностей миниатюр указывает на тесные связи с Киликийской Арменией, а через нее и с византийской и западноевропейской художественной культурой. Хачкары, созданные Момиком, отличаются не только исключительным мастерством исполнения, но также богатством иконографической программы, а его архитектурные творения выделяются новыми конструктивными и художественными решениями.
Покровителями и меценатами мастера Момика выступали владетели области Сюник — кня­зья Орбеляны, что было новым явлением в культуре средневековой Армении. Такая особенность творчества Момика, а также его активная деятельность и многогранный талант, проявившийся в разных областях искусства, вызывают некоторые ассоциации с мастерами эпохи Ренессанса.

 PDF