Шашина Ольга Сергеевна
Музеи Московского Кремля, Россия
Яркий феномен византийского искусства — стихотворные экфрасисы, написанные двенадцатисложным метром. Двенадцатисложник, эквивалент античного ямбического триметра, обладал четкими метрическими законами (наличие цезуры и ударения на предпоследнем слоге стопы), позволял рифмовать слова с разным количеством слогов, а также высоко ценился ромеями за благозвучие для человеческого уха (эвритмию, εὐρυθμία). Для наглядной иллюстрации значения эпиграмм на предметах византийского искусства для изучения
иконографии и идейного содержания памятников мы выбрали из коллекции Музеев Московского Кремля пять произведений: четыре памятника средневизантийского периода, времени расцвета жанра экфрасиса, и один — поздневизантийского времени: «Филофеевская» ставротека XI–XII вв. (Инв. № МЗ-1141), мощевик cв. Димитрия Солунского в виде кивория 1059–1067 гг. (инв. № МЗ–1148), серебряный мощевик cв. Варвары XII в. (Инв. № МР-1750/4), оковка мощей св. Дорофея X–XIII вв. (Инв. № МР–1757/3) (демонстрируется впервые), гемма XV в. на бирюзе с изображением Распятия (Инв. № МР-6076).
Порядок чтения эпиграммы на оправе так называемой «Филофеевской» ставротеки усложненный, перекрестный. Имя заказчика — некоего Иоанна — стоит в левом нижнем углу, слева у подножия Голгофы, что иконографически символизирует преклонение перед лицом Господа. Общий порядок чтения надписи словно повторяет движение руки в благословляющем крестном знамении. Отдельное внимание уделено лексико-семантическому анализу сочетания «ζωηφόρον πέφυκε τοῦ σταυροῦ ξύλον», отсылающего к легенде о Честном Кресте. Благодаря эпиграмме на мощевике св. Димитрия мы узнаем историю создания памятника по заказу некоего мистографа Иоанна. «Говорящий» предмет, являющийся, согласно надписи, точным повторением в миниатюре драгоценного кивория с реликвиями в базилике святого в Фессалониках, может служить примером изысканной и благочестивой театрализации, характерной для византийской придворной культуры. Подобным же образом «представляет» себя серебряный мощевик св. Варвары XII века. Высокой поэтической ценностью обладает эпиграмма на оковке мощей св. Дорофея X–XIII вв. Отсутствие художественной декорации и неразработанность вещевой палеографии затрудняют датировку оправы. Безупречная грамотность и художественность стиха указывают на изготовление произведения в крупном культурном центре. Скрытое цитирование Мефодия Патарского («Пир десяти дев», речь Феофилы. Oratio II cap. IV–V) мы находим в эпиграмме на гемме XV в.