Саркофаги — это памятники раннехристианской скульптуры, которые дают нам наиболее полное представление о пластике того времени, поскольку они дошли до наших дней в очень большом количестве. Среди всех раннехристианских саркофагов видное место занимают те, в декорации которых использованы архитектурные элементы.
Раннехристианское искусство, которое оперировало уже существовавшим языческим художественным языком, было вынуждено приспосабливать и переосмысливать его. Не являются исключением и колонные саркофаги, на примере которых можно проследить, что сохранилось из античного восприятия элементов архитектуры, а что было привнесено в понимание их христианским мировоззрением.
Рассмотрим это на примере использования колонны. В античности и в архитектуре, и в скульп­туре саркофагов этот элемент воспринимался как тектонический, выполняющий функцию несения, а также как пластическая метафора человеческого тела. В раннехристианском искусстве эти значения, присущие колонне, изменяются.
Поскольку понимание саркофага как малой архитектурной формы утрачивается, тектонической функции практически не остается, колонны уже не предстают как конструктивный элемент. Зато пластические аналогии с человеческим телом сохраняются в наиболее близких к классическому стилю произведениях.
Новыми являются другие функции колонн. Во-первых, понимание их как элемента, ритмически организующего украшенную поверхность саркофага. Именно в раннехристианских памятниках колоннада служит разделителем не просто фигур, но сюжетных сцен. К декоративной функции также отсылают примеры с изображением деревьев вместо колонн. Во-вторых, важным становится наделение колонн символическим смыслом. Например, не являясь тектонической опорой, они могут служить метафорой фигур апостолов — «столпов церкви».
Таким образом, колонны в раннехристианских саркофагах совмещают в себе как античное, пластическое понимание этого элемента, так и новое — декоративное и символическое.

 PDF