О монументальной живописи раннесредневековой Армении почти не упоминается в искусствоведческой литературе. Это отчасти объясняется тем, что памятники монументальной живописи на территории исторической Армении в большинстве своем утрачены, а в ученой среде укоренилось мнение о том, что монументальная живопись не была традиционна для средневековой армянской культуры. Однако изучение остатков этих ансамблей, а также архивные фотографии и заметки первых исследователей свидетельствуют о том, что в VII столетии монументальная живопись в Армении активно развивалась и достигла своего наивысшего расцвета. Другой важный вывод — это то, что яркие страницы в истории средневековой монументальной живописи Армении всегда совпадали с периодами активизации контактов с византийским культурным миром.
Согласно исследованиям, около тридцати церквей в центральной Армении, в области Айрарат, где в исследуемый период была сосредоточена светская и духовная власть, были украшены монументальной живописью. Главные храмы страны — Эчмиадзинский и Двинский кафедральные соборы имели мозаики, остальные церкви были украшены фресками, и только в храме Звартноц (храм Св. Григория) мозаика сочеталась с настенной живописью. Сохранившиеся фрагменты монументальной живописи дают основание говорить о существовании как минимум двух художественных и иконографических направлений в раннесредневековой Армении. В одной группе памятников выявляется определенная близость к художественной традиции восточных окраин Византийской империи, а в другой — к столичным памятникам. Несмотря на то, что фигурные изображения и христологические сцены не сохранились, до нас дошли апсидные композиции, представленные в разных иконографических решениях. Среди них можно выделить такие сцены, как «Вознесение Христа», «Христос, дающий закон», «Этимасия» (Престол уготованный), «Причащение апостолов», а также изображение Богоматери.
Несмотря на большие утраты и фрагментарное состояние раннесредневековых монументальных ансамблей Армении, они представляют большую ценность в контексте восточнохристианского искусства, так как являются неотъемлемой частью этого культурного мира, кроме того, отчасти восполняют наши представления о не дошедших до нас ранневизантийских образцах.

 PDF