Заголовок Принципы группировки изображений святых в византийской монументальной живописи до и после иконоборчества
Автор email zakharova@inbox.ru
Сведения об авторе Захарова Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991.
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 109122
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Изображения святых являются важной частью декорации восточнохристианского храма. Начиная с XI в. они составляют разветвленную иерархическую систему, воплощающую идею единства всех видов святости в Церкви. Изображения святых объединяются в группы в соответствии с двумя основными принципами: «профессиональным» (по чинам святости) и «календарным» (по общему дню памяти) и занимают определенное место в пространстве храма. Автор ставит задачу выяснить, как и когда сформировалась эта традиция. Обзор сохранившихся ансамблей монументальной живописи V–X вв. показывает, что в это время в подборе и группировке святых действовали другие принципы. В доиконоборческом искусстве дифференцированный подход изображению групп святых еще не был развит, выделялись лишь самые основные категории: апостолы, мученики и пророки. В VII–IX вв. в особый чин начинают выделяться святители. И только в ансамблях Χ – начала XI в. появляется более дробная и четко выстроенная система группировки святых, которая впоследствии станет классической для искусства Византии и всех православных стран.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова А.В. Принципы группировки изображений святых в византийской монументальной живописи до и после иконоборчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 109–122. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Грабар А. Император в византийском искусстве. – М.: Ладомир, 2000. – 328 с.
  • Графова М.А. Декорация левого нефа церкви Санта-Мария Антиква на Римском форуме с точки зрения политической истории эпохи иконоборчества // Византийский временник. – 2014. ‒ Т. 73 (в печати).
  • Захарова А.В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // Христианское чтение. – 2011. ‒ № 6 (41). – C. 194–222.
  • Andaloro M. L’immagine nell’abside // Andaloro M., Romano S. Arte e iconografi a a Roma: da Constantino a Cola di Rienzo. – Milano: Jaca Book, 2000. – P. 93–132.
  • Andaloro M., Romano S. La pittura medievale a Roma, 312–1431. Corpus. – Milano: Jaca Book, 2006. – Vol. 1: L’orrizonte tardoantico e nuove immagini 312–468. ‒ 482 p.
  • Andaloro M., Romano S. La pittura medievale a Roma 312–1431. Atlante. Percorsi visivi. – Milano: Jaca Book, 2006. – Vol. 1: Suburbio, Vaticano, Rione Monti. ‒ 325 p. ‒ (Corpus della pittura Romana, Atlante).
  • Bakirtzis C., Kourkoutidou-Nikolaidou E., Mavropoulou-Tsioumi C. Mosaics of Th essaloniki. 4th–14th Century. – Th essaloniki: Kapon editions, 2012. – 360 p.
  • Bisconti F. Absidi paleocristiane di Roma: antichi sistemi iconografi ci e nuove idee fi gurative // Atti del VI Colloquio dell’Associazione Italiana per lo studio e la conservazione del mosaico (Venezia, 20–23 Gennaio, 1999) / a cura di F. Guidobaldi e A. Paribeni. – Ravenna, 2000. – P. 451–462.
  • Bisconti F. Dentro e intorno all’iconografi a martoriale: dal ‘vuoto fi gurativo’ all’immaginario devozionale // Martyrium in Interdisciplinary Perspective. Memorial Louis Reekman / ed. by M. Lamberigt, P. Van Deun. – Leuven, 1995. – P. 247–292.
  • Bolgia C. Il mosaico absidiale di San Teodoro a Roma: problemi storici e restauri attraverso disegni e documenti inediti // Papers of the British School at Rome. – 2001. ‒ Vol. 69. – P. 317–351.
  • Brandenburg H. Ancient Churches of Rome from the Fourth to the Seventh century. –Turnhout: Brepols, 2005. – 336 p.
  • Cormack R. Painting aft er Iconoclasm // 9th Spring Symposium of Byzantine Studies. – Birmingham, 1977. – P. 147–163.
  • Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Kommodilla». Repertorium der Malereien. – Cittá del Vaticano: Pontifi cio Istituto di Archeologia Cristiana, 1994. – 128 S.
  • Deichmann F.W. Früchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna. – Baden-Baden: Bruno Grimm Verlag für Kunst und Wissenschaft , 1958. – 413 Abb.
  • Deichmann F.W. Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. –Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1974. ‒ Bd. 2.1. – 262 S.
  • Deichmann F.W. Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. –Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1976. ‒ Bd. 2.2. – 380 S.
  • Deichmann F.W. Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. –Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1989. – Bd. 2.3. ‒ 384 S.
  • Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. –London: Routledge and Kegan Paul, 1948. – 97 p.
  • Der Nersessian S. Le décor des églises du IX siècle // Actes du VI Congrès international des études byzantines, Paris, 1948. – Paris, 1951. ‒ T. 2. – P. 315–320.
  • Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. – Paris: Librairie C. Klincksieck, 1970. – 81 p.
  • Forsyth G.H., Weitzmann K. Th e Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai. Th e Church and Fortress of Justinian. – Ann Arbor: University of Michigan Press, 1973. – 20 p.
  • Frolow A. Deux églises byzantines d’après les sermons peu connus de Léon VI le Sage // Études byzantines. – 1945. ‒ T. 3. – P. 43–91.
  • Frolow A. La renaissance de l’art byzantin au 9e siècle // Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina. – 1962. ‒ Vol. 9. – P. 269–293.
  • Giordani E. Das mittelbyzantinische Ausschmückungssystem als Ausdruck eines hieratischen Bildprogramms // Jahrbuch der Österreichischen byzantinischen Gesellschaft . – 1951. ‒ Bd. 1. – Р. 103–134.
  • Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte de reliques et l’art chrétien antique. – Paris: Collège de France, 1946. ‒ Vol. 2: Iconographie. – 414 p.
  • Iacobini A. Visioni dipinte. Immagini della contemplazione negli aff reschi di Bāwīt. –Roma: Viella, 2000. – 254 p.
  • Ihm C. Die Programme der christlichen Apsismalerei 4–8 Jahrhundert. ‒ Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1992. – 255 S.
  • Jolivet C. Les débuts de la peinture byzantine en Grèce // Revue de l’art. – 1977. ‒ Vol. 38. – P. 49–62.
  • Jolivet-Lévy C. La Cappadoce médiévale: images et spiritualité. – Paris: Zodiaque, 2001. – 410 p.
  • Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. – Paris: Éditions du Centre national de la Recherche scientifi que, 1991. – 391 p.
  • Kessler H.L. Old St. Peter’s and Church Decoration in Mediaeval Italy. – Spoleto: Centro Italiano di Studi sull’Alto Medioevo, 2002. – 237 p.
  • Kinney D. Th e Apocalypse in Early Christian Monumental Decoration // Th e Apocalypse in the Middle Ages / ed. by R.K. Emmerson, B. McGinn. – Ithaca, Cornell University Press, 1992. – P. 201‒216.
  • Kleinbauer W.E. Th e Iconography and the Date of the Mosaics of the Rotunda of Hagios Georgios in Th essaloniki // Viator. – 1972. ‒ Vol. 3. – P. 27–108.
  • Knipp D. Th e Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua // Dumbarton Oaks Papers. – 2002. ‒ Vol. 56. – P. 1–23.
  • Krautheimer R. Roma: Profi lo di una cittá, 312–1308. – Roma: Edizioni dell’Elefante, 1981. – 496 p. Lafontaine-Dosogne J. L’évolution du programme décoratif des églises // XVeme Congrès international des études byzantines. Rapports et co-rapports. – Athènes, 1976. ‒ T. 3: Art et archéologie. Byzance de 1071 à 1261. – P. 287–329.
  • Lafontaine-Dosogne J. Th éophanie-Visions auxquelles participent les prophètes dans l’art byzantin après la restauration des images // Synthronon. Art et archéologie de la fi n de l’Antiquité et du Moyen Age. Recueil d’études par André Grabar et un groupe de ses disciples. – Paris: Klincksieck, 1968. – P. 134–143.
  • Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. –Toronto, Buff alo, London: University of Toronto Press, 2003. – 512 p.
  • Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. – Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1962. – 145 p.
  • Mango C. Th e Art of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents. –Toronto: University of Toronto Press, 1986. – 272 p.
  • 41. Mango C., Hawkins E.J.W. Th e Mosaics of Saint Sophia at Istanbul. Th e Church Fathers in the North Tympanum // Dumbarton Oaks Papers. – 1972. ‒ Vol. 26. – P. 1–41.
  • Matthiae G. Pittura romana del medioevo. Secoli IV–X / con aggiornamento scientifi co di M. Andaloro. – Roma: Fratelli Palombi, 1987. – Vol. 1. ‒ 387 p.
  • Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. – New York: Cambridge University Press, 2010. – 464 p.
  • Megaw A.H.S., Hawkins E.J.W. Th e Church of the Panagia Kanakaria at Lythrankomi in Cyprus: its Mosaics and Frescoes. – Washington: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, Trustees for Harvard University, 1977. – 173 p.
  • Nordhagen P.J. Th e Earliest Decorations in Santa Maria Antiqua // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia (Institutum Romanum Norvegiae). – 1962. ‒ T. 1. – P. 53–72.
  • Nordhagen P.J. Th e Frescoes of John VII (A.D. 705–707) in S.Maria Antiqua in Rome // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia (Institutum Romanum Norvegiae). – 1968. ‒ Т. 3. – P. 55–66.
  • Panayotidi M. La peinture monumentale en Grèce de la fi n de l’Iconoclasme jusqu’à l’avènement des Comnènes (843–1081) // Cahiers archéologiques. – 1986. ‒ Vol. 34. – P. 75–108.