31 октября 2014 г. (пятница)
4.1. Секционное заседание IX
«Гармония классики под сводами Древней Руси»
Санкт-Петербургский государственный университет, здание Двенадцати коллегий, Петровский зал (Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9)
Время проведения: 10:00–15:00
Регламент выступлений: 15 мин.
Рабочие языки: русский, английский
Председатели: Валентин Александрович Булкин, Евгений Валентинович Ходаковский
4.1.1. Ёлшин Денис Дмитриевич (Государственный Эрмитаж, РФ) Меандр в кирпичном декоре древнерусских храмов домонгольского времени
4.1.2. Скобцова Дарья Александровна (Межобластное научно-реставрационное художественное управление, РФ) Монументальная живопись Смоленска домонгольского периода
4.1.3. Трушникова Александра Вадимовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Архитектурная типология бесстолпных храмов Домонгольской Руси
4.1.4. Слапиня Анна Андрисовна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Светские темы в декоре новгородских археологических предметов середины XI — начала XIV века. Типология и иконографические аналоги
4.1.5. Салимов Алексей Маратович (Тверской филиал Государственной академии славянской культуры; ОАО НРЦ «Тверьпроектреставрация», РФ) Михаило-Архангельский собор конца XIV века в Старице в контексте средневекового зодчества Северо-Восточной Руси
4.1.6. Ершов Петр Глебович (Российский институт истории искусств, РФ) К истории изучения ренессансных влияний на русскую архитектуру первой трети XVI века
4.1.7. Квливидзе Нина Валериевна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Цикл миниатюр «Александрии» в составе Лицевого летописного свода
12:00–12:30 перерыв
4.1.8. Попова Елена Александровна (Научная библиотека Российской Академии художеств (ФГБНУ РАХ), РФ) Монументальная живопись древнего Пскова последней четверти XIV — начала XV века: проблемы иконографии и стиля
4.1.9. Мильчик Михаил Исаевич (НИИ «Спецпроектреставрация»; член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, РФ) Как зарождались изводы в древнерусской иконографии Соловецкого монастыря?
4.1.10. Рожнятовский Всеволод Михайлович (Институт телевидения, бизнеса и дизайна, РФ) Свето-живописные эффекты в программе декорации Воскресенского собора в Тутаеве и актуальность световой выразительности в контексте церковной полемики XVII века
4.1.11. Самойлова Татьяна Евгеньевна (Музеи Московского Кремля, РФ) Патрональная икона Иоанна V Алексеевича. К вопросу о формировании нового иконографического извода
4.1.12. Степанов Михаил Владимирович (НИИ «Спецпроектреставрация», РФ) Реконструкция рабочих методов для церкви-колокольни Иоанна Лествичника в Кремле и церкви Вознесения в селе Коломенское
4.1.13. Федотова Римма Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, РФ) Понятие «литургическое пространство» и его связь с теорией искусства
4.1.14. Филиппов Алексей Евгеньевич (Кубанский государственный университет, РФ) Об анатомической достоверности в сюжете «Распятие» в русской иконописи XV — начала XVI в.
4.1.15. Найдёнова Дарья Вадимовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образ святого Христофора и иконографические особенности боковых дверей русских иконостасов позднего Средневековья
4.2. Заседание Круглого стола
«Изобразительное искусство и архитектура внутри и вне классического наследия»
«Современное искусство в старом музее»
Государственный Эрмитаж, Зал Совета (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)
Время проведения: 10:00–13:00 (формат сообщения)
Регламент выступлений — 15 мин.
Рабочие языки: русский, английский
Председатель: Анна Алексеевна Трофимова
4.2.1. Томас Хоу (Юго–восточный университет, Техас, США; Фонд реставрации древних Стабий; Везувианский институт археологии и гуманитарных исследований, Италия), Паоло Гарделли (Фонд реставрации древних Стабий; Везувианский институт археологии и гуманитарных исследований, Италия) Создание нового образа античности в XXI веке: реставрация вилл древних Стабий
4.2.2. Мартин Дорка Морено (Фрайбургский университет имени Альберта-Людвига, Германия) Лики мягкой власти. Александр Великий в современном политическом дискурсе: на примере Македонии
4.2.3. Лавров Дмитрий Евгеньевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные влияния в произведениях палехской лаковой миниатюры
4.2.4. Бусев Михаил Алексеевич (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, РФ) Античные мотивы и образы в творчестве парижских неоавангардистов: Сезар, Арман
4.2.5. Казарян Армен Юрьевич (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской Академии архитектуры и строительных наук; Государственный институт искусствознания, РФ) Отношение к классическому наследию как критерий оценки профессионализма в средневековой архитектуре и презентация премии «Европа Ностра» – 2014 за вклад в сохранение европейского культурного наследия за исследование «Церковная архитектура VII века в странах Закавказья»
4.2.6. Рыков Анатолий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Машины времени, машины желания. Теории регенерации в современном искусстве и политике
4.2.7. Овчинников Михаил Владимирович (Музей Фаберже, РФ) Героический миф в современном русском искусстве. Выставка Бориса Орлова в античных залах Музея истории искусства в Вене
4.2.8. Светляков Кирилл Александрович (Государственная Третьяковская галерея, РФ) Свобода в поисках утраченной гармонии: современное искусство и античность — культура фрагмента или образная система?
4.2.9. Обсуждение сообщений «Круглого стола»
13:00–14:00 Обед
4.3. Обсуждение концептуальных экспозиционных проектов: Л. Буржуа, Дж. Б. Пиранези и Арт-объекты в рамках программы «Манифеста-2014»
14:00–15:00 (Эрмитаж, Зал Геракла)
Модераторы: Дмитрий Юрьевич Озерков, Кирилл Александрович Светляков
4.4. Заседание Круглого стола (формат дискуссии)
Эрмитаж, библиотека Отдела античного мира (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)
Время проведения: 15:00–18:00 (участие по приглашениям)
Рабочие языки: русский, английский
Председатель: Анна Алексеевна Трофимова
4.4.1. Трофимова Анна Алексеевна (Зав. Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, РФ) «Лицом к лицу»: что означает «античность» для человека XXI века?
Тезисы и темы для обсуждения:
Что означает античность для нас и наших современников? Ушедшая цивилизация, прекрасная руина, золотое детство человечества – великое прошлое, то, что безвозвратно утрачено и недостижимо. Но в чем заключается жизненная сила античности, и что заставляет переживать эту эпоху, как то, что есть, а не то, что было? Вошедшие в плоть и кровь европейской цивилизации понятия, мифы, каноны, институты, которые уже неотделимы от современного сознания – ответ, казалось бы, очевиден. Однако причина заключается не только в этом. Каждая эпоха создает свой собственный образ античности, изменчивый и неповторимый, и этот образ воплощает мечты и реальность его современников. Художники, политики, историки, государственные деятели и персонажи масс-медиа и в XX, и в XXI веке находят возможность актуального самовыражения в формах жизни классической античности. В пространстве современного музея вокруг античного фрагмента создается целый мир: основная задача экспозиции – за счет световой среды, расположения памятников и их взаимодействия с архитектурой не погрузить посетителя в прошлое, но создать эффект присутствия в настоящем. Что означает античность сегодня для Вас? Этот вопрос мы обращаем к участникам конференции – представителям разных дисциплин, исследовательских школ, научных и творческих институтов.
4.4.2. Светляков Кирилл Александрович (Зав. отделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи, РФ) Свобода в поисках утраченной гармонии: современное искусство и античность — культура фрагмента или образная система?
Тезисы и темы для обсуждения:
Ни для кого не секрет, что современное искусство утверждало себя через противопоставление античной традиции. Эстетика фрагмента пришла на смену цельности классического идеала, и фрагмент стал одним из главных признаков «современности». Тем не менее, многие забывают, что так называемый классический идеал был сконструирован из фрагментов, и первые яркие примеры подобных конструктов появились в эпоху Ренессанса. Искусство ХХ века пыталось найти новые ресурсы и ограничило эксплуатацию античного наследия, однако многие модели и формы мышления, а также способы рефлексии, которые считаются «современными», берут своё начало в эстетике античных фрагментов. «Травмы» и «утраты» в современном искусстве на поверку мало чем отличаются от «руин» и «найденных объектов» античности. Круглый стол объединит исследователей античности и современного искусства, которые обсудят проблему фрагмента в исторической науке и новейшей критике.
4.4.3. Рыков Анатолий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античность как изобретение и апроприация: Борьба за культурное наследие в политической и художественной истории ХХ–ХХI вв. Проблемы мифологизации, «национализации», «приватизации» и реституции.
Темы для обсуждения:
Предполагается обсудить проблемы «национализации» античности в рамках государственных политик и различных форм их культурной легитимизации, «приватизацию» античности в «личных мифологиях» художников, вопросы реституции музейных ценностей
4.5. Тематические занятия в залах Эрмитажа
Время проведения: 15:00–17:30
4.5.1. «Экспозиция Отдела античного мира». Сбор участников возле Зала Совета 15:00–17:30
4.5.2. «Золотая кладовая. Мир эллинов и варваров». Сбор участников возле Зала Совета 15:00 –17:30
4.5.3. «Обзорная экскурсия. Античный мир в западноевропейском искусстве». Сбор участников возле Зала Совета 15:00–17:30
4.6. Подведение итогов конференции
Государственный Эрмитаж, Зал Боспора (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)
Время проведения: 18:00–18:30