Содержание материала

29 октября 2014 года (среда)

2.0. 11:00–12:00 Экскурсия в Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня» (на английском языке).

Выезд из отеля в 10:00

2.1. Секционное заседание I

«Классическая древность и мир вокруг Эллады»

Государственный Эрмитаж, Зал Совета (Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 34, Директорский подъезд)

Время проведения 10:00–16:30

Регламент выступлений – 15 мин.

Председатели: Анна Алексеевна Трофимова, Надежда Константиновна Жижина

2.1.1. Дружинина Екатерина Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Полихромия или тетрахромия? Цвет в греческой живописи V–IV вв. до н.э. по данным письменных источников (Plin. Hist. Nat. XXXV, 50; Cic. Brut. XVIII, 70, Emped. В 23 DK)

2.1.2. Ермолаева Елена Леонидовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Об одной древнегреческой пародии и античных мозаиках в стиле «Неприбранный пол»

2.1.3. Ларионов Андрей Иосифович (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, РФ) К вопросу об аутентичности мозаики «Капитолийская волчица и Близнецы» из Алдборо, Йоркшир, Великобритания

2.1.4. Палагута Илья Владимирович (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Античные изобразительные и письменные источники и решение проблемы интерпретации памятников искусства доисторической Европы

2.1.5. Бутягин Александр Михайлович (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Фрагменты фресок виллы Ариадны в раскопках экспедиции Государственного Эрмитажа: искусство как массовый материал

2.1.6. Колосов Владимир Павлович (Государственный Эрмитаж, РФ) Проблема становления дорического ордера в свете современных археологических материалов

2.1.7. Трофимова Анна Алексеевна (Государственный Эрмитаж, РФ) Трансформации римского портрета: бюст Саллюстия из собрания Государственного Эрмитажа

2.1.8. Виноградов Юрий Алексеевич (Институт истории материальной культуры РАН, РФ) Большой мирмекийский саркофаг. К пониманию семантики изображений

2.1.9. Налимова Надежда Анатольевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Исчезнувший жанр: о традиции многофигурных скульптурных посвящений в классической Греции

Представление постерных докладов:

Регламент выступления — 5 мин.

2.1.10. Воронцова Екатерина Николаевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Рельефы Алтаря Мира в Риме: программа и художественное решение

2.1.11. Григорьева Елизавета Павловна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Сравнительный анализ рельефов триумфальных колонн Траяна и Марка Аврелия в Риме

2.1.12. Меденникова Александра Евгеньевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Декорация ансамбля виллы Сан Марко в Стабиях

2.1.13. Самойлов Петр Андреевич (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Форум императора Траяна в Риме

13:00-14:00 Перерыв

2.1.14. Дора Катцонопулу (Институт археологии Пароса и Кикладских островов, Греция) Пафос против идеала в греческой скульптуре IV века до н.э.

2.1.15. Эрини Пану (Иерусалимский университет гебраистики, Израиль) Жест «signum harpocraticum» в религиозном искусстве

2.1.16. Васько Дмитрий Сергеевич (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) О двух пеликах Керченского стиля из собрания Государственного Эрмитажа

2.1.17 Маргошвили Медея Мухмадовна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Проблема круглой скульптуры в контексте греческой погребальной пластики периода поздней классики

2.1.18. Зашляпин Борис Дмитриевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) «Трон Клавдия»: к проблеме интерпретации аллегорического сюжета рельефа из Черветери

2.1.19. Терещенко Татьяна Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образы Других и дихотомия «мы-они» в искусстве Древней Греции

2.1.20. Дмитриева Елена Николаевна (Государственный Эрмитаж, РФ) «Седьмая центурия» Impronte Gemmarie dell’Instituto и эрмитажные геммы: о памятниках глиптики из раскопок на юге России в середине XIX века

2.1.21. Петров Андрей Валентинович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Магические геммы: традиции и синкретизм

2.1.22. Алексинский Дмитрий Павлович (Государственный Эрмитаж; Русская христианская гуманитарная академия, РФ) Гарпа Персея: иконографические метаморфозы старинного оружия

2.2. 14:00, 15:00, 16:00 Экскурсия в Реставрационно-хранительский центр ­Государственного Эрмитажа «Старая деревня»

2.3. Секционное заседание II

«Отечественное искусство XVIII века. Античные фантазии эпохи Просвещения»

Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет свободных искусств и наук — Дворец Бобринских (Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, литера «А»)

Время проведения 10:00–14:30

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Татьяна Валериановна Ильина, Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, Анастасия Сергеевна Ярмош

2.3.1. Ильина Татьяна Валериановна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Изучение античных мотивов в русском искусстве XVIII века. Памяти И.В. Рязанцева

2.3.2. Абраменко Владимир Александрович (Ростовский государственный университет путей сообщения, РФ) Античные образы в общественной мысли России XVIII — начала XIX веков: на примере представлений о Новгородской вечевой республике

2.3.3. Чежина Юлия Игоревна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) История лошади: интерпретация античной идеи в конном монументе Петра I работы Б.-К. Растрелли

2.3.4. Клименко Сергей Васильевич (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Триумфальная тема в творчестве И. Коробова и И. Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII – первой половины XVIII века

2.3.5. Клименко Юлия Гаврииловна (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) От античных мавзолеев к ротондальным постройкам эпохи классицизма. Генезис формы и конструкции

2.3.6. Яковлев Алексей Николаевич (Государственный институт искусствознания, РФ) Трёхосные центрические храмы в России эпохи классицизма и их европейские прототипы

2.3.7. Баева Ольга Владимировна (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, РФ) «Хороший собор для таврических переселенцев»: архитектура классицизма в Нахичевани-на-Дону (конец XVIII — первая половина XIX века)

2.3.8. Блинова Елена Константиновна (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Ордерные интерьеры в архитектуре Петербурга

2.3.9. Карпова Елена Вениаминовна (Государственный Русский музей, РФ) Скульптурные портреты a l’antique: к проблеме иконографических определений

12:30–13:00 Перерыв

2.3.10. Колмогорова Екатерина Евгеньевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Античные мотивы в семейной тематике портретной живописи России второй половины XVIII — начала XIX века

2.3.11. Королева Валерия Игоревна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) «Живописцы камей» в России второй половины XVIII — начала XIX века

2.3.12. Скворцова Екатерина Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) «Разговоры в царстве мертвых» и русское изобразительное искусство XVIII века

2.3.13. Наумова Вера Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Образы классической древности в художественном собрании К.Г. Разумовского

2.3.14. Торбик Владимир Сергеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Реставрация полировки классицистической мебели — мифы и реальность

2.3.15. Цехановская Ольга Константиновна (Центральный Военно-Морской музей; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Античная тема в архитектурно-пластическом убранстве парусных русских кораблей

2.4. «Современные художники и aнтичность». Презентация постерных докладов.

Время проведения 14:30–15:00

Регламент выступлений — 3 мин.

Рабочий язык: русский

Модератор: Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова

2.4.1. Блиок Андрей Андреевич (Журнал «Культура и искусство стран СНГ», РФ) Ленинградская школа гобелена 1970–1990-х годов. Интерпретация классики

2.4.2. Манова Полина Константиновна (Музей-квартира И.И. Бродского; Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, РФ) Традиции классицизма в творчестве И.В. Крестовского

2.4.3. Станюкович Елена Кирилловна (Государственный Эрмитаж, РФ) Современная жизнь на фоне античности: Греческий цикл живописца Андрея Блиока

2.4.4. Барышникова Елизавета Владимировна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные мотивы в творчестве группы «Алипий» 1970–2010-х годов

2.4.5. Кузьмина Елена Николаевна (Генеральное консульство Бельгии в Санкт-Петербурге, РФ) Влияние идей античной демократии на творчество московского художника Андрея Пашкевича (1945–2011)

2.4.6. Чурилова Елена Борисовна (Ассоциация искусствоведов — АИС, РФ) Образы классической древности — образы «детства человечества» в творчестве петербургского художника Игоря Чурилова

2.4.7. Николаева Элина Георгиевна (Галерея «Арт Холдинг Т. Н.», РФ) Правдивость мифа. Живопись Владимира Овчинникова 1970–2000-х годов

2.4.8. Кирилова Людмила Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античность в творчестве Вячеслава Михайлова

2.4.9. Тараканова Елена Владимировна (Государственный Эрмитаж, РФ) Возвращение в Аркадию. Живопись Константина Троицкого

2.4.10. Овчинников Михаил Владимирович (Музей Фаберже, РФ) ­Параллакс античности. «Оргии» Дмитрия Гутова

15:00–16:00 Перерыв

2.5. Секционное заседание III

«Отечественное искусство XIX–XX веков и античность: русский взгляд»

Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет свободных искусств и наук — Дворец Бобринских (Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 58–60, литера «А»)

Время проведения 16:00–20:00

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: русский, английский

Председатели: Михаил Юрьевич Евсевьев, Екатерина Александровна Скворцова

2.5.1. Евсевьев Михаил Юрьевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные флюиды и «мимолетности» в письмах Сильвестра Щедрина 1820-х годов

2.5.2. Шарафадина Клара Ивановна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Об отношении иллюстративного рисунка Ф.П. Толстого 1829 года к пушкинскому проекту книжной виньетки «Психея над цветком» (1824): творческий контакт или эстетическая рифма?

2.5.3. Войтекунас Валентина Анатольевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Святые, детские, искренние: итальянские мастера XIII–XV вв. в русской культуре XIX – начала XX в.

2.5.4. Сечин Александр Георгиевич (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, РФ) Иконическая риторика в картине Александра Иванова «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»

2.5.5. Хасьянова Лейла Самиуловна (Российская академия художеств, РФ) Влияние археологических открытий на творчество Г.И. Семирадского

2.5.6. Осипов Дмитрий Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античные образы в скульптурном убранстве дворцово-паркового ансамбля «Сергиевка»

2.5.7. Озола Силвия Роландовна (Рижский технический университет, Латвия) Применение классических мотивов в формировании пространственно-планировочной среды курорта Либава на рубеже XIX и XX веков

2.5.8. Долгова Анастасия Игоревна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Модерн и исторические стили в интерьере петербургских особняков конца XIX — начала XX века

2.5.9. Никольский Андрей Андреевич (Государственный институт искусствознания, РФ) Темы итальянского Ренессанса в монументальных росписях русского неоклассицизма начала ХХ века: дом Скакового общества и особняк Тарасова в Москве работы архитектора Ивана Жолтовского и художника Игнатия Нивинского

2.5.10. Савина Екатерина Алексеевна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Мир усадьбы в живописи мастеров «Союза русских художников»

2.5.11. Барышева Вероника Евгеньевна, Желондиевская Лариса Владиславовна (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, РФ) Супрематический ордер Казимира Малевича

2.5.12. Загянская Галина Аврамовна (Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, РФ) Теория греческого рельефа Владимира Фаворского в контексте «дискуссии о соотношении конструкции и композиции» в ИНХУКе и ВХУТЕМАСе

2.5.13. Лапин Илья Михайлович (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Академическое архитектурное проектирование во Вторых Свободных государственных художественных мастерских

2.5.14. Мутья Наталья Николаевна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Меркурий в декоративной скульптуре архитектурных сооружений Петербурга XVIII — начала XX века

2.5.15. Славова Любовь Александровна (Государственный Русский музей, РФ) Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея

Постерные доклады:

2.5.16. Калинина Вероника Михайловна (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, РФ) Реминисценции античности в «фарфоровых грёзах» К.А. Сомова

2.5.17. Громик Станислав Сергеевич (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Архитекторы-классицисты во Вторых Свободных государственных художественных мастерских

13:00–14:00 – обед (для секции «Античность на рёбрах европейского Средневековья»)

2.6. 14:30–15:30 – Экскурсия по Санкт-Петербургскому государственному университету на английском языке – здание Двенадцати коллегий (Санкт-Петербург, В.О., Университетская набережная, д. 7–9)

2.7. Секционное заседание IV

«Античность на рёбрах европейского Средневековья» (англоязычная секция)

Санкт-Петербургский университет, здание Двенадцати коллегий, Петровский зал (Санкт-Петербург, В.О., Университетская набережная, д. 7–9)

Время проведения: 15:30–19:30

Регламент выступлений — 15 мин.

Рабочие языки: английский

Председатели: Алексей Леонидович Расторгуев, Светлана Викторовна Ковалевская

2.7.1. Александра Ускатеску (Мадридский университет Комплутенсе, Испания) Идея Рима после Рима

2.7.2. Патриция Кармасси (Гёттингенский университет имени Георга-Августа, Германия), Людовико Геймонат (Библиотека Герциана, Институт истории искусств общества Макса Планка, Рим, Италия) Два новооткрытых каролингских рисунка с изображением античных кентавров

2.7.3. Аллан Джордж Дойг (Оксфордский университет, Леди Маргарет Холл, Великобритания) Трон Карла Великого в Аахене: римская идея и её воплощение

2.7.4. Барбара Форти (Римский университет Ла Сапиенца, Италия) Классическое наследие в римской скульптуре Средневековья: витые колонны в церкви Св. Карла Борромео в Каве

2.7.5. Зулейка Мурат (Уорикский университет, Великобритания) Compendium Historiae in Genealogia Christi и его иконографическая традиция: Наследие античности в средневековой библейской антологии

2.7.6. Роберта Чероне (Музей и Галерея Боргезе, Рим, Италия) Cives Romani in Marmoris Arte Periti: классический мир и обновление модели клуатра в Риме XIII века

2.7.7. Кьяра Понкиа (Падуанский университет, Италия) Подсказанное античностью. Открывая классическую иконографию в иллюстрациях к «Божественной Комедии»

2.7.8. Эрберт Гонсалес-Симла (Мадридский университет Комплутенсе, Испания) Классицизм, ориентализм и византинизм в алтаре-реликварии монастыря Пьедра в Сарагосе

2.7.9. Холлик Бернхард (Кёльнский университет, Германия) Трансформации античного поэта. Изображение Овидия в рукописи Кэкстона и позднесредневековая мысль

2.7.10. Грациа Мария Факеки (Университет Урбино, Италия) Облачённые в белое: поиски цвета в античных памятниках глазами «других», от Средневековья до современности