30 октября 2014 года (четверг)
3.1. 09:30–10:30 – Экскурсия по Санкт-Петербургскому государственному университету на русском и английском языках (здание Двенадцати коллегий, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7–9)
3.2. Секционное заседание V
«Классическое наследие в искусстве Византийской ойкумены и за ее пределами»
Санкт-Петербургский государственный университет, Петровский зал (здание Двенадцати коллегий, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7–9)
Время проведения: 10:30–19:30
Регламент выступлений — 15 мин.
Рабочие языки: русский, английский
Председатели: Анна Владимировна Захарова, Светлана Владиславовна Мальцева
3.2.1. Юлия Иванова Златкова (Институт Балканских исследований; Центр Фракологии, Болгарская академия наук, Болгария) Классическая и христианская философия искусства: эстетика физики и метафизики
3.2.2. Рената Розенталь-Эгинботтом (Иерусалимский университет гебраистики; Израильское управление по делам древностей, Израиль; Гёттингенский университет, Германия) Дионис и его свита в искусстве поздней римской и византийской Палестины
3.2.3. Василик Владимир Владимирович (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Античная традиция в раннехристианских изображениях Христа
3.2.4. Куватова Валерия Зуфаровна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Живопись раннехристианских катакомб: опыт семиотического анализа
3.2.5. Дженни Олбани (Министерство культуры и спорта Греции; Дирекция музеев, выставок и образовательных программ, Эллинский Открытый университет, Греция) Вторичное использование античности. Античные геммы в византийских перстнях
3.2.6. Ливия Бевилаква (Римский университет Ла Сапиенца, Италия; Стамбульский университет; Научно-технологический исследовательский совет Турции, Турция) Родовое наследство: вторичное использование и демонстрация классических древностей в византийских городах
3.2.7. Тарханова Светлана Валерьевна (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, РФ) Теменос и базилика в Иппосе-Суссите (Голаны) в эллинистический, римский и ранневизантийский периоды. Архитектурные трансформации комплекса
3.2.8. Владимир Бутусович Бесолов (Международная Академия архитектуры; Академия архитектурного наследия, РФ) Формирование центральнокупольных сооружений в странах автохтонного и эллинизированного востока: столкновение и противостояние архитектурных традиций
3.2.9. Микаелян Лилит Шаваршовна (Ереванский государственный университет, Армения) Мотив аканфа и пальметты в раннехристианской скульптуре Армении и искусстве Сасанидского Ирана
3.2.10. Павла Ганциос Драпелова (Афинский национальный университет имени Каподистрии, Греция) Ранние византийские монеты VI и VII вв.: античные влияния и традиции в раннем Средневековье
3.2.11. Фанни Витто (Израильское управление по делам древностей, Израиль) Представление библейских сцен в ранневизантийский период: влияние мифологии, еврейского текста Библии или его греческого перевода?
3.2.12. Эрнст Гамильшег (Венский университет, Институт византийских и новогреческих исследований, Австрия) Позднеантичные образцы византийских рукописей с катенами
13:30–15:00 Перерыв
3.2.13. Сильвия Педоне (Римский университет Ла Сапиенца, Италия) Император Феофил (829–842) между «классицизмом» и экзотикой
3.2.14. Акопян Заруи Аветисовна (Ереванский государственный университет, Армения) Изображение масок в средневековой скульптуре Армении
3.2.15. Асрян Арпине Артушевна (Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца, Армения) Аканфовый орнамент в убранстве собора в Ишхане (конец X в.) и его параллели в античном и раннехристианском искусстве
3.2.16. Фрезе Анна Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Византийские храмы XI в. на восьми опорах и архитектура Римской империи
3.2.17. Ушакова Вероника Георгиевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Античные и византийские реминисценции в скульптурной декорации западного портала церкви Святого Николая в Бари
3.2.18. Гедеванишвили Екатерина (Национальный научный центр по истории грузинского искусства и охраны памятников имени Г. Чубинашвили, Грузия) Элементы античного наследия в изображении гор в средневековой грузинской живописи (XII–XIII вв.)
3.2.19. Иванова Светлана Валерьевна (Российский институт истории искусств, РФ) Византийская иконография Воскресения: античные влияния
3.2.20. Чумичева Ольга Валерьевна (Центр восточнохристианской культуры, РФ) Трехголовый ангел Премудрости: византийская история античной персонификации
3.2.21. Яковлева Мария Игоревна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Античные истоки в орнаменте монументальных мозаичных ансамблей раннепалеологовской эпохи
3.2.22. Немыкина Елена Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Композиция «Небесный двор» и иконография настенных росписей в Сербии и Македонии во второй половине XIV века
3.2.23. Семенова Елизавета Сергеевна (Государственный институт искусствознания, РФ) Античные элементы в росписях экзонартекса церкви Богородицы Левишки в Призрене
3.2.24. Анджела Гаврилович (Белградский университет, Сербия) Трехглавое существо в росписи церкви в Новой-Павлице: возможный источник иконографии
3.2.25. Цымбал Светлана Владимировна (Российский государственный гуманитарный университет, РФ) Мотив маски в искусстве Византии и европейского Средневековья: особенности мотива маски в церкви Богоматери Пантанассы в Мистре
3.2.26. Дарко Николовски (Национальный центр охраны памятников, Скопье, Македония) Икона «Пророк Илия в пустыне»
3.2.27. Элени Xархаре (Афинский национальный университет имени Каподистрии, Греция) Восхитительные пейзажи: элементы греко-римской традиции в творчестве поствизантийского художника Иоанниса Пермениатиса
3.2.28. Ванеян Елизавета Степановна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Кушанские реминисценции: ранняя буддийская скульптура Японии VII–VIII вв.
3.3. Секционное заседание IV
«Античность на рёбрах европейского Средневековья» (русскоязычная секция)
Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории (Санкт-Петербург, Менделеевская линия В.О., д. 5, ауд. 72)
Время проведения: 11:00–12:30
Регламент выступлений — 15 мин.
Рабочие языки: русский
Председатель: Анна Алексеевна Дмитриева
3.3.1. Дмитриева Анна Алексеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Традиции античного художественного мышления в образах готического собора Нотр-Дам де Шартр
3.3.2. Блинова Ольга Евгеньевна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Формы античного искусства сквозь призму кельтской художественной традиции (по изображениям на кельтских монетах)
3.3.3. Воронова Ариадна Александровна (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, РФ) Античные колонии в Далмации: архитектурная христианизация
3.3.4. Киселева Анна Алексеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Две ниши для Святых Даров из Франконии. Особенности стиля и иконографии
3.3.5. Ванюшин Артем Сергеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Средневековая архитектура нищенствующих орденов в Польше: происхождение и особенности
3.4. Секционное заседание VI
«Искусство античного мира в зеркале Ренессанса»
Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории (Санкт-Петербург, В.О. Менделеевская линия д. 5, ауд. 72)
Время проведения: 14:00–18:00
Регламент выступлений — 15 мин.
Рабочие языки: русский, английский
Председатель: Максим Алексеевич Костыря
3.4.1. Мария Каролина Кампоне (Второй университет Неаполя, Италия) Под знаком античности. Классические истоки в архитектурном языке Неаполя арагонского периода. Каталонская арка и римские здания
3.4.2. Бирте Рубах (Берлинский университет имени Гумбольдта; Бранденбургская академия наук и искусств, Германия) Сайт Census: база данных изобразительных и текстовых материалов о произведениях античного искусства и архитектуры, известных в эпоху Возрождения
3.4.3. Красноперова Лидия Петровна, Щетина Мария Викторовна (Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, РФ) Североитальянский художник XVI века. «Богиня Рома вручает христианской церкви судьбу Рима»
3.4.4. Чуркина Дарья Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Образ правителя и классическая традиция при феррарском дворе в XV — начале XVI века
3.4.5. Лопухова Марина Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) “Ornamenti infiniti” и наследие античности в творчестве Бенедетто да Ровеццано
3.4.6. Михайлова Людмила Валерьевна (Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Рецепция античных сюжетов и форм в художественных заказах императора Максимилиана I Габсбурга
3.4.7. Ферри Марина Львовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ; Католический университет Лёвена, Бельгия) Образы античного мира в книжной миниатюре Средневековья и Ренессанса
15:30–16:00 Перерыв
3.4.8. Костыря Максим Алексеевич (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образы античных городов и «пейзажи катастроф» в западноевропейском искусстве XVI века
3.4.9. Ковбасюк Стефания Андреевна (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина) Шарлатанство в нидерландском искусстве конца XV — первой половины XVI в.: античные реминисценции в ренессансной иконографии обмана
3.4.10. Ващук Людмила Викторовна (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина) Росписи галереи Франциска І: сюжеты и символика образов
3.4.11. Черноземова Елена Николаевна (Московский педагогический государственный университет, РФ) Судьба Апеллеса: античный художник как персонаж драматического произведения английского Возрождения («Кампаспа» Джона Лили)
3.4.12. Прикладова Мария Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образ испанского правителя в искусстве XVI–XVII веков
3.4.13. Дремова Виктория Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образ воина в испанской живописи XV века
3.4.14. Прохорцова Мария Максимовна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Ретабло и иконостас: композиционные параллели
3.5. Секционное заседание VII
«Западноевропейское искусство XVII–XIX вв. Судьба классической традиции от образца к интерпретации»
Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории (Санкт-Петербург, Менделеевская линия В.О., д. 5, ауд. 70)
Время проведения: 10:00–19:00
Регламент выступлений – 15 мин.
Рабочие языки: русский, английский
Председатели: Илья Аскольдович Доронченков, Екатерина Александровна Скворцова
3.5.1. Флоор Анна Кёлеманн (Неймегенский университет имени св. Радбода, Нидерланды) Изучение мастерской художника — изображение картинной галереи Рубенса?
3.5.2. Маргарита-Анна Васкес-Манассеро (Национальный университет дистанционного образования, Испания) Изображения «Двенадцати Цезарей» от Тициана до конца XVII века: образы военного триумфа испанской монархии
11:00–11:15 кофе-брейк
3.5.3. Анна Мария Амброзини-Массари (Урбинский университет имени Карло Бо, Италия) Иоганн Цоффани — классическое искусство, Италия и русские покровители: новое об образцах, людях и живописи
3.5.4. Джованна Перини Фолезани (Урбинский университет имени Карло Бо, Италия) Сэр Джошуа Рейнолдс и классическое искусство: заметки о его мифологических картинах, в частности, о «Младенце Геракле», исполненном для Екатерины II
3.5.5. Базиль Боде (Парижский университет (Сорбонна), Франция) Классическая традиция во французских рисунках к архитектурным конкурсам, от Королевской академии до Школы изящных искусств
12:15–12:30 кофе-брейк
3.5.6. Балаханова Юлия Борисовна (Государственный Эрмитаж, РФ) Овидий vs Филострат: античные источники новоевропейской эмблематики
3.5.7. Захарова Вера Николаевна (Европейский университет в Санкт-Петербурге, РФ) «Ренессансная античность» в работах Э. Панофского
3.5.8. Соколова Мария Васильевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) «Другая античность»: образы и сюжеты античного мира в европейском искусстве рубежа XVIII–XIX столетий
3.5.9. Тулупенко Юрий Георгиевич (Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, РФ) Античность в английских садах XVIII века: эстетика и политика
14:00–15:00 – перерыв
3.5.10. Чернышева Мария Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства
3.5.11. Пермякова Ольга Вячеславовна (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, РФ) Образы античности в бронзовых отливках фабрики Фердинанда Барбедьена. К вопросу об увлечении античным искусством в середине — второй половине XIX века
3.5.12. Большакова Наталья Александровна, Шлыкова Татьяна Викторовна (Государственный Эрмитаж, РФ) Опыт реставрации ваз «Огонь» и «Земля» из серии И.И. Кендлера «Четыре стихии» (Мейссен, XIX в.). Античные сюжеты и их воплощение в фарфоре
3.5.13. Сидорова-Слюсаренко Татьяна Витальевна (ГТРК «Культура», РФ) Античность и бидермайер: что между ними общего?
3.5.14. Гойхман Елена Григорьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Интерпретация античных образов и форм в творчестве Эжена Делакруа 1820–х годов
16:40–17:00 кофе-брейк
3.5.15. Жижина-Гефтер Вера Борисовна (Bibliotheca Classica Petropolitana — Античный кабинет, РФ) Итальянские этюды С.А. Иванова: к проблеме реконструкции памятников античной архитектуры в первой половине XIX в.
3.5.16. Дубицкая Оксана Иосифовна (Ассоциация искусствоведов — АИС, РФ) Прерафаэлиты и античность: восприятие сквозь призму субъективной эстетско-мистической «авангардной» эстетики
3.5.17. Белинцева Ирина Викторовна (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук; Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, РФ) Дворец Байнунен в Восточной Пруссии (совр. Калининградская область) и его античное собрание
3.5.18. Ярмош Анастасия Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Неоклассика в творческой практике мастеров Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры
3.5.19. Трусова Полина Александровна (Государственный Эрмитаж, РФ) Памятники античной архитектуры в пейзажах Мориса Дени начала ХХ века: в контексте дискуссии о классической традиции французского искусства
Постерные доклады:
3.5.20. Переведенцева Ольга Юрьевна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Античные образы в программах европейских кунсткамер XVII века
3.5.21. Гурьянова Анна Константиновна (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, РФ) Античные каноны в изображениях на монетах Нового времени: традиции и трансформации
3.5.22. Сим Надежда Михайловна (Школа живописи «Мир искусств», РФ) Архитектура Гранады эпохи барокко. Проблемы стиля «гранадино»
3.5.23. Колпашникова Дарья Дмитриевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Театральность «иезуитского барокко» и ее проявление в декорациях римских церквей
3.6. Секционное заседание VIII
«Искусство XX–XXI вв. Лики классической древности в лабиринте современности»
Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия д. 5. Институт философии, ауд. 25 – лекторий)
Время проведения: 11:00–19:30
Регламент выступлений – 15 мин.
Рабочие языки: русский, английский
Председатели: Анатолий Владимирович Рыков, Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, Анастасия Сергеевна Ярмош
3.6.1. Ежи Малиновски, Ирина Гавраш (Польский институт истории мирового искусства в Варшаве; Торуньский университет имени Николая Коперника, Польша) Образ классической античности в польском искусстве на рубеже XIX–XX веков
3.6.2. Бартош Наталья Юрьевна (Новосибирский государственный университет, РФ) «Хармид» Оскара Уайльда: модерн в поисках античной «софросины»
3.6.3. Кагарлицкая Светлана Яковлевна (Московский педагогический государственный университет, РФ) Метаморфозы Диониса
3.6.4. Олейник Мария Сергеевна (Государственный Русский Музей, РФ) Портрет в творчестве М.В. Веревкиной
3.6.5. Алексеева Анна Владимировна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) «Орфизм» Гийома Аполлинера. Античный миф и «чистая» живопись Ф. Купки, Р. Делоне и Ф. Пикабиа
3.6.6. Джоан Робледо-Палоп (Йельский университет, США) Классическое тело в европейском искусстве и политике 1918–1939
3.6.7. Шик Ида Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, РФ) Рецепция мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии
3.6.8. Вяземцева Анна Геннадиевна (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, РФ) На пути к «освоению наследия»: архитектура в итальянско-советских отношениях 1920–1930-х годов
3.6.9. Гыбина Майя Михайловна (Московский архитектурный институт (государственная академия) — МАРХИ, РФ) Интерпретация классических архитектурных тем в творчестве Марчелло Пьячентини
3.6.10. Балашова Лада Сергеевна (Эссекский университет, Великобритания) Артуро Мартини и этрусские художественные традиции в искусстве Италии 1930-х годов
3.6.11. Белинда Граце Гарднер (Гамбургская высшая школа изобразительного искусства, Германия) Траектории страсти: воздействие классической аллегории любви на представления об эмоциональной тоске
3.6.12. Аксенова Софья Валериевна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Восприятие, осмысление и использование принципов классической архитектурной традиции в 1920–1930-х годах
3.6.13. Иванова Ольга Константиновна (Государственная Третьяковская галерея, РФ) Философия творчества художника и поэта А.Я. Быховского (1888–1978)
3.6.14. Михальчи Кристина Владимировна (МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ) Живописные методы передачи движения в воздушном пространстве в советской живописи 1920–1930-х годов
14:30–16:00 Перерыв
3.6.15. Анжелина Лученто (Центрально-Европейский университет, Венгрия) Античность и новый человек: классическая фигура в творчестве Е.А. Кацмана
3.6.16. Гиорги Папашвили (Тбилисская государственная академия художеств; Национальный научный центр по истории грузинского искусства и охраны памятников имени Г. Чубинашвили, Грузия) Фотография в творчестве Георгия (Гиго) Габашвили (к вопросу о переосмыслении античных тем)
3.6.17. Глазов Игорь Валерьевич (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Античная традиция в отечественной живописи второй половины ХХ века
3.6.18. Щетинина Наталия Владимировна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Апроприация античных образов в творчестве Дж. Кунса
3.6.19. Чекмарёва Марина Александровна (Государственный Эрмитаж, РФ) Актуальная античность. Культ тела в зеркале современного искусства
3.6.20. Кащенко Елена Сергеевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Образы античного Рима в контексте художественного кинематографа США
3.6.21. Волчок Юрий Павлович (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, РФ) Знание об античности и архитектуроведение в 60-е годы прошлого века: arche современной архитектуры
3.6.22. Флорковская Анна Константиновна (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, РФ) Образы античности в поэтике постмодернизма: неофициальная живопись Москвы 1980-х годов
3.6.23. Калугина Ольга Вениаминовна (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, РФ) Античные образы в современной станковой скульптуре России: проблема интерпретации
3.6.24. Шевелева Елизавета Владимировна (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств; Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Феномен Roman Glass в современном ювелирном искусстве
3.6.25. Булычева Елена Ивановна (Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, РФ) Цикл «Frauen» Томаса Шютте: диалог с античностью
3.6.26. Шалина Наталья Сергеевна (Университет Вестминстер, Великобритания) Музей современного искусства как современный форум: определение, особенности
Постерные доклады:
3.6.27. Петухова Елена Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, РФ) Французский плакат Ар Деко: основы художественного языка и стилистические аспекты
3.6.28. Смирнова Ольга Викторовна (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств, РФ) Отдельные аспекты декоративного убранства дома на улице Алколена: миф об Амуре и Психее как главная тема витражей по проекту Жозе Собрала де Алмада Негрейроша
3.6.29. Иванова Мария Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Интерпретация темы катарсиса на примере современного прочтения образа Фриды в художественной фотографии
3.6.30. Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна (Санкт-Петербургский государственный университет, РФ) Абстрактный классицизм О. Лягачева и Digital Art 1990-х