Актуальные проблемы теории и истории искусства
logo MSU  Logo SPbGU   Logo GTG edit Logo Hermitage 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Санкт-Петербургский государственный университет

Государственная Третьяковская галерея

Государственный Эрмитаж

приглашают принять участие

 

AP logo black on whiteв VIII международной научной конференции

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

 

Москва, 2–6 октября 2018 года

Приём заявок – до 12 мая 2018 года

 

Площадки конференции:

Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Государственная Третьяковская галерея

 

* * *

Конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» – международный научный форум, который проводится раз в два года Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом при поддержке ведущих музеев России. Конференция проходит поочерёдно в Москве и Санкт-Петербурге.
В Петербурге её постоянным партнёром является Государственный Эрмитаж. В 2018 году конференция состоится в Москве, а музеем-партнёром впервые выступит Государственная Третьяковская галерея.

На конференции обсуждается широкий круг вопросов истории и теории изобразительного искусства и архитектуры, сохранения и интерпретации российского и мирового культурного наследия, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела. Форум носит междисциплинарный характер, а хронологический диапазон обсуждаемых явлений охватывает периоды от доисторической эпохи до современности. К участию в конференции приглашаются искусствоведы, культурологи, археологи, реставраторы, музейные сотрудники и другие специалисты в гуманитарных областях, чьи научные интересы непосредственно связаны с архитектурой, изобразительным и декоративным искусством.

* * *

На конференции 2018 года в фокусе внимания окажется тема «Границы и горизонты».

На протяжении всей истории человечества искусство служит поводом для размышлений и споров, предоставляет практически безграничные возможности для интерпретаций. Или границы всё же существуют? А может быть, это не границы, а горизонт, который кажется пределом, но вместе с тем открывает новые перспективы?

Сегодняшний информационный поток напоминает лавину, и перед исследователем стоит задача выделить из неё кристаллы знания, выявить структуру явлений и оси развития, отобрать важное и отбросить ненужное. Чем больше расширяется круг известного, тем дальше отодвигаются границы непознанного. При этом известное давно и найденное недавно постоянно взаимодействуют, создавая новые смыслы и разрушая старые. В этот процесс оказываются вовлечены не только специалисты, но и все любители искусства и посетители музеев – каждая следующая выставка, каждый научный или реставрационный проект приводят к пересмотру границ и расширению горизонтов. 

Существуют ли границы восприятия произведений искусства? В чём смысл условных границ между жанрами и видами искусства, художественными школами, стилями и эпохами? Так ли уж важны для художественного процесса границы географические, исторические и политические? Где пролегают границы локального и глобального, и каковы их точки пересечения? Какие правила и ограничения определяют развитие искусства, как и почему они нарушаются? К чему ведёт выход за пределы канонов? К каким горизонтам устремлено движение искусства сегодня, и что будет дальше?

* * *

Программа конференции включает пленарное заседание и одиннадцать тематических секций:

  • Искусство Древнего мира;
  • Восточнохристианское искусство;
  • Европейское искусство Средних веков;
  • Древнерусское искусство;
  • Искусство Ренессанса;
  • Европейское искусство Нового времени;
  • Русское искусство XVIII–XIX веков;
  • Искусство XX века и современности;
  • Искусство Востока;
  • Теория искусства;
  • Проблемы создания музейной экспозиции искусства XX – начала XXI века.

* * *

Организационный комитет конференции

Сопредседатели оргкомитета:

  • А.Х. Даудов, директор Института истории СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия).
  • З.И. Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия);
  • И.И. Тучков, декан Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

Оргкомитет конференции 2018 года:

  • З.А. Акопян, Ереванский государственный университет (Ереван, Армения);
  • Л.А. Бобкова, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • И.Г. Горлова, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • А.В. Гусева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия);
  • Е.А. Ефимова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Н.К. Жижина, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия);
  • А.В. Захарова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • А.Ю. Казарян, Государственный институт искусствознания (Москва, Россия);
  • А.А. Карев, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Т.Л. Карпова, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • Т.П. Кишбали, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Е.С. Кочеткова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • М.А. Лопухова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • С.В. Мальцева, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • Н.А. Налимова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • А.В. Пожидаева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия);
  • А.С. Преображенский, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Д.А. Пыркина, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • Е.А. Скворцова, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • М.В. Соколова, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия);
  • Е.Ю. Станюкович-Денисова, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия);
  • И. Стевович, Белградский университет (Белград, Сербия);
  • М.Ю. Торопыгина, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (Москва, Россия);
  • А.А. Трофимова, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия);
  • М.Э. Эльзессер, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • Т.А. Юдкевич, Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия);
  • А. Якобини, Университет La Sapienza (Рим, Италия);
  • А.С. Ярмош, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия).

* * *

Заявки на участие в конференции принимаются до 12 мая 2018 года на нашем сайте. Для подачи заявки нужно зарегистрироваться в личном кабинете пользователя и заполнить электронную форму заявки, которая включает тезисы доклада объёмом от 2.000 до 3.500 знаков с пробелами. Заявка заполняется на русском и английском языках (рабочие языки конференции). Возможные формы участия – устное выступление или постер.

Для студентов и аспирантов необходима рекомендация научного руководителя. Рекомендация в виде отсканированного документа, заверенного подписью научного руководителя, должна быть прикреплена автором доклада к форме заявки на сайте конференции.

Информация о принятых к участию в конференции заявках будет доступна участникам в личном кабинете 20 июня 2018 года.

Тезисы докладов будут опубликованы в электронном виде в 2018 году, а статьи войдут в сборник материалов конференции, который будет выпущен в двух томах в 2019–2020 годах (сборник рецензируемых научных статей входит в международную базу данных SCOPUS и российскую базу данных РИНЦ).

* * *

Скачать информационное письмо конференции (PDF)