Актуальные проблемы теории и истории искусства

Данное исследование посвящено пелике (инв. ПАН.191), поступив­шей в эрмитажное собрание до 1854 г. Форма этого небольшого двуручно­го сосуда неказиста — венчик имеет заметный крен. Его незамысловатая краснофигурная роспись выполнена небрежно: многие детали не прори­сованы, контуры местами закрашены, рты персонажей обозначены жир­ными точками черного лака. Словом, неудивительно, что данный сосуд практически не привлекал внимания исследователей, увлеченных перво­классными работами ведущих аттических вазописцев IV в. до н. э. Пелика (инв. ПАН.191) была недавно опубликована, но до сих пор не атрибутиро­вана — эту задачу мы и постараемся решить.
Ближайшая аналогия эрмитажному сосуду — пелика из Центрального музея Тавриды (инв. КП 1059 А-630). И. И. Вдовиченко атрибутировала ее группе Олинф 5.156, с указанием, однако, на сомнение Н. А. Сидоро­вой в правильности такой атрибуции. Как нам кажется, этим пеликам по стилю росписи наиболее близки сосуды из группы поздних чашевидных кратеров (LCGroup). Эта группа была описана в 1930 г. В. Халандом (W. Hahland), который выделил в ней трех мастеров. К 1963 г., когда вышел фундаментальный труд Дж. Д. Бизли, посвященный аттической красно­фигурной вазописи, в группе насчитывалось 76 сосудов, из них только 2 пелики (еще 2 были недавно отнесены к этой группе И. И. Вдовиченко). Пополнение LCGroup двумя пеликами — из эрмитажного и крымского собраний — не только расширяет список ваз этой группы, но и, как нам кажется, позволяет дополнить наше представление об аттической вазопи­си Керченского стиля в целом.

 PDF