Актуальные проблемы теории и истории искусства

На территории Египта было обнаружено большое количество гробниц Древнего царства (III тыс. до н. э.), многие из которых сконцентрированы в столичной Мемфисской области, а некоторые — в провинции, в основ­ном — в номовых центрах. Их архитектурная планировка и художественное оформление в целом имеют общие черты со столичными погребальными сооружениями, однако отличаются некоторыми деталями. В предлагаемом докладе анализируется система декора гробниц номархов, расположенных в Ахмиме (совр. эль-Хававише) и датированных временем VI династии.
Поскольку древнеегипетское искусство подчинялось строгому кано­ну, то и оформление гробниц должно было следовать ему. Программный минимум как столичной, так и провинциальной гробницы подразумевал обязательное наличие т. н. «жертвенной сцены» на западной стене гробни­цы, рядом с «ложной дверью». В зависимости от материального положе­ния и желания владельца, он мог дополняться другими сценами. Немало­важным фактором в выборе сюжетов являлась воля заказчика, а в случае с гробницами Ахмима — еще и инициатива художника, оформлявшего гробницу, что зафиксировано документально в гробничных надписях.
Анализ системы декора семи гробниц ахмимских номархов Хем­Мина, Бауи, Меми, Каи-хепа, Мери, Чети-икера и Шепсипу-Мина показы­вает постепенное нарастание числа дополнительных сюжетов при общей устойчивости иконографической программы гробниц. Также анализ вы­явил перемещение отдельных сцен и некоторых сюжетов с одной стены на другую и зависимость их расположения от размеров и пространственной ориентации гробницы.
Набор сцен в гробничном оформлении преследовал главную цель — достичь гармонии в создании посмертного существования, которая напря­мую зависела от того, что представляет собой гробница и ее оформление. Эти взгляды, а также политическое усиление власти провинциальных номархов отражает постепенное увеличение вариативности дополнитель­ных сюжетов в гробницах Ахмима.

 PDF