Архонтова Елена Леонидовна
РГГУ
На территории Египта было обнаружено большое количество гробниц Древнего царства (III тыс. до н. э.), многие из которых сконцентрированы в столичной Мемфисской области, а некоторые — в провинции, в основном — в номовых центрах. Их архитектурная планировка и художественное оформление в целом имеют общие черты со столичными погребальными сооружениями, однако отличаются некоторыми деталями. В предлагаемом докладе анализируется система декора гробниц номархов, расположенных в Ахмиме (совр. эль-Хававише) и датированных временем VI династии.
Поскольку древнеегипетское искусство подчинялось строгому канону, то и оформление гробниц должно было следовать ему. Программный минимум как столичной, так и провинциальной гробницы подразумевал обязательное наличие т. н. «жертвенной сцены» на западной стене гробницы, рядом с «ложной дверью». В зависимости от материального положения и желания владельца, он мог дополняться другими сценами. Немаловажным фактором в выборе сюжетов являлась воля заказчика, а в случае с гробницами Ахмима — еще и инициатива художника, оформлявшего гробницу, что зафиксировано документально в гробничных надписях.
Анализ системы декора семи гробниц ахмимских номархов ХемМина, Бауи, Меми, Каи-хепа, Мери, Чети-икера и Шепсипу-Мина показывает постепенное нарастание числа дополнительных сюжетов при общей устойчивости иконографической программы гробниц. Также анализ выявил перемещение отдельных сцен и некоторых сюжетов с одной стены на другую и зависимость их расположения от размеров и пространственной ориентации гробницы.
Набор сцен в гробничном оформлении преследовал главную цель — достичь гармонии в создании посмертного существования, которая напрямую зависела от того, что представляет собой гробница и ее оформление. Эти взгляды, а также политическое усиление власти провинциальных номархов отражает постепенное увеличение вариативности дополнительных сюжетов в гробницах Ахмима.