СОКУРОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). «Постановка глаза» в искусствоведческом наследии Н. Н. Третьякова
OLGA SOKUROVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). “Eye Setting” in the Art History Heritage of N. N. Tretyakov
Н. Н. Третьяков (1922 – 2003) – заслуженный деятель искусств России, выдающийся искусствовед, педагог, одним из первых заговоривший о духовной родословной русского искусства. Участник ВОВ. Закончил МИФЛИ, аспирантуру Третьяковской галереи, посвятил более 50 лет высшей художественной школе. Целью доклада является ознакомление современных ученых-гуманитариев с личностью Н. Н. Третьякова, системой его научных взглядов и результатами педагогической деятельности. Методология доклада предполагает сочетание историко-биографического принципа и анализа искусствоведческих работ ученого.
В Суриковском институте и ВГИКе Н. Н. Третьяков читал курс истории русского искусства, изучаемого в связи с его православной первоосновой. Руководил Куликовским лекционным циклом, популярным среди столичной интеллигенции. Восстанавливал звенья единой художественной традиции от истоков славянской народной культуры, икон и фресок Рублева и Дионисия к ее продолжению в творчестве Венецианова, Саврасова, Сурикова, Нестерова, вплоть до современных представителей реализма, сутью которого считал утверждение красоты Божьего творения. Исходил пешком Русский Север в поисках памятников древнерусской культуры. Открыто пришел в Церковь во времена гонений 1960-х гг. Воспитал сотни художников. Среди них – Н. П. Федосов, А. А. Грицай, В. Н. Забелин, В. Н. Страхов, С. Н. Андрияко, скульпторы О. К. Комов и В. М. Клыков. Его лекции во ВГИКе повлияли на духовное становление и эстетическую позицию В. Шукшина, А. Тарковского, Г. Шевкунова (ныне Псковского митрополита Тихона).
С начала XXI в. одна за другой выходят книги, созданные на основе лекций Н. Н. Третьякова, в которых отражена система его взглядов на отечественное искусство и его историю.
Принципиальное значение для духовного и профессионального формирования художника Н.Н. Третьяков, вслед за П. П. Чистяковым, считал способность «правильно видеть». Для этого необходима, по его словам, «постановка глаза», при которой внутреннее видение Истины предшествует художественному замыслу и его воплощению.
Третьяков считал, что проблема образа в искусстве является ключевой для восстановления цельной гармонической картины мира и человека в мире. Его интересовала связь слова и образа, пространства и времени, ритма и жеста, света и цвета в произведениях живописи. Он, разрабатывал основы композиции, благодаря которой возникает цельный художественный космос, противостоящий хаосу и разрушению. В лекциях и книгах ученого решаются такие актуальные проблемы, как воздействие фото- и кинообразов на современную живопись, сохранение традиции благоговейного отношения к натуре, философский вопрос о свободе художника.
Н. Н. Третьяков в непростых исторических условиях мужественно стоял в вере и верности коренным традициям русского искусства. Он сумел осуществить постановку «глаза души» у многих своих учеников, и они всю жизнь хранят любовь и благодарную память о нем.
Николай Николаевич Третьяков, искусствоведение, педагогика, русская художественная традиция, православная основа, «постановка глаза», образ в искусстве, основы композиции
Nikolai Nikolaevich Tretyakov, art criticism, pedagogy, Russian art tradition, Orthodox basis, eye-setting, image in art, foundations of composition