Актуальные проблемы теории и истории искусства

БАТЫРШИНА ОЛЬГА ФАРИДТОВНА (МГУ имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Полемика Альфреда Вага и Августа Алле в журнале “Looming” («Творчество») 1924 г. К истории становления эстонской художественной критики

OLGA BATYRSHINA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Alfred Vaga’s  Polemics with August Alle in the “Looming” (“Art Creativity”) Magazine 1924. To the Issue of the Estonian Art Criticism

1924 год был переломным для истории эстонского искусства. Прошло уже пятнадцать лет с первой в истории выставки эстонской живописи, и выставочная деятельность в Тарту и Таллинне уже обрела насыщенную историю. На крупной выставке 1919 года были представлены художники таких непохожих художественных диаспор как «Молодая Эстония», «Vikerla», национал-романтик Рауд и германо- и франкофоны типа Мяги и Коорта. В 1923 г. критик и писатель Фридеберт Туглас издал первый выпуск журнала «Looming» («Творчество»).

В 1924 г. частной тартуской школе живописи Паллас, которая в предыдущие пять лет зарекомендовала себя как самобытный художественный центр и главным преподавателем которой был Мяги, присвоили статус высшего учебного заведения. В том же 1924 г. был официальный выпуск первых выучеников Паллас, в числе которых были график Вийральт и будущая ведущая театральная художница Мей.

К концу 1923 г. панорама художественной жизни была уже очень разнообразной, и материала было достаточно для ретроспекции и критики. На страницах Looming в феврале–марте 1924 г. появилась статья молодого критика Альфреда Вага (1895–1980) «Кризис в эстонском изобразительном искусстве». Вага кратко описал основные вехи развития эстонской живописи с начала ХХ века до настоящего времени и высказал следующую точку зрения: после кратковременного плодотворного развития (работы Лайкмаа, Трийка) эстонская живопись подпала под влияние России и Германии (Рауд, Ваббе), из-за чего эстонское творчество скатилось к дилетантизму, «мирискусничеству» и начало терять с таким трудом обретенные национальные узнаваемые черты.

Ответом стала статья другого художественного критика, Августа Алле (1890–1952), горячо вступившегося за Ваббе и Мяги, за их творчество и педагогическую деятельность. Алле отстаивал идею о новаторстве Ваббе, критиковал фаворитов Вага — живописцев Трийка и Лайкмаа — за избыточную, на его взгляд, академичность и осторожность в поиске выразительных средств. Если главной идеей Вага было разрушительное влияние немецких экспериментов и русского театра на «ещё непрочную» стилистическую идентификацию эстонского изобразительного искусства, то Алле доказывал обратное: смелость и самобытность эстонских художественных экспериментов, которые отталкивались от зарубежных стилистик, но не сливались с ними.

Полемика Вага и Алле стала историческим примером разницы трактовок и оценок путей эстонского искусства глазами собственно эстонских художественных критиков. На сегодняшний день в эстонском искусствознании негласно принимается сторона Августа Алле, так как в дальнейшем ученики авангардистов Ваббе и Мяги стали яркими представителями эстонского искусства в Европе. Однако точка зрения Вага, который в дальнейшем стал профессиональным искусствоведом, также представляет огромный интерес, так как разница между евроцентристским и эстоноцентристским взглядом на эстонскую живопись 1920-х гг. по-прежнему представляет интерес для сравнительного искусствознания.

Эстония, модернизм, авангард, XX век, художественная критика

Estonia, modernism, avangardism, 20th century, art criticism