ВЕЛАСКЕС САБОГАЛЬ ПОЛЬ МАРСЕЛО (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Блуждающее изображение: Жюль-Феликс Гранжуан и аргентинский анархизм начала ХХ века
PAÚL MARCELO VELÁSQUEZ SABOGAL (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Wandering Image: Jules-Félix Grandjouan and Argentine Anarchism in the Early 20th Century
Проблема иконографической миграции в рамках анархистской мировой газетной культуры рубежа XIX–ХХ веков представляет собой большую лакуну в современном искусствоведении. Растущий интерес к истории анархизма в европейском, американском и русском научных кругах последних двух десятилетий делает актуальным изучение роли миграции в формировании иконографических и тематических тенденций в графическом искусстве анархисткой периодики. Это позволяет не только сформулировать новое понимание о миграционном потоке революционных веяний, но и способствует повторному открытию мало исследованных художников, чье творчество прежде рассматривалось лишь в местном контексте. Цель доклада – реконструировать международную миграцию литографии «Le Marché à la viande» («Мясной рынок») художника Ж.-Ф. Гранжуана в контексте антимилитаристской борьбы в анархистских газетах и группах начала ХХ века во Франции, Швеции и Аргентине. Доклад является первым анализом, посвященным работе Гранжуана в Аргентине, в котором рассматриваются ранние неопубликованные архивные материалы.
В номере аргентинской газеты «La Antorcha» («Факел», Буэнос-Айрес) от 1 мая 1927 г. была опубликована иллюстрация Ж.-Ф. Гранжуана, подписанная «La Infamia militar» («Военный позор»). Несмотря на низкое качество печати данная иллюстрация выделяется среди других, опубликованных в этом издании, наличием сходства с французской политической карикатурой в революционной прессе рубежа веков. Ж.-Ф. Гранжуан выполнил 11 графических работ антимилитаристской направленности для номера февраля 1906 г. газеты «La Voix du Peuple» («Голос народа», Париж), одна из которых и появилась в Аргентине 21 г. спустя под другим названием. В результате присвоения аргентинским изданием «La Antorcha» графическое произведение Гранжуана претерпело несколько визуальных и текстовых модификаций. Из анализа модификаций следует, что промежуточным звеном между Францией и Аргентиной была публикация данной литографии в неустановленном шведском издании. Поздний плакат 1935 г., напечатанный Стокгольмским обществом анархистов, позволяет получить представление о первой шведской версии изображения, прибывшей в Аргентину в 1927 г. Выявление оригинальной литографии «Le Marché à la viande» (Париж, 1906) позволяет провести сравнительный и стилистический анализы трех дальнейших версий.
Автор обращает особое внимание на социально-политическую действительность Буэнос-Айреса рубежа XIX–XX веков как решающий фактор для заимствования литографии, основанного не столько на ее эстетической, сколько на политической ценности. Данное исследование открывает перспективу изучения других иллюстраций Гранжуана в местном анархистском журнале «Ideas y Figuras» («Идеи и Фигуры») и в североамериканском «Mother Earth» («Матерь Земли»), а также их иконографических источников во французском журнале «L’Assiette au beurre».
В номере от 15 мая 1886 г. газеты «Le Révolté» П.А. Кропоткин обосновывает, фактически оправдывает присвоение и «контрабанду» графического материала как вынужденную стратегию анархистской газетной культуры. Такие практики поощрялись издателями-анархистами, такими как Эмиль Пуже, Эмма Гольдман, Жан Грав и Альфредо Кьябра Акоста, в журналах во Франции, США и Аргентине. Case study миграции одной литографии Ж.-Ф. Гранжуана в аргентинском контексте проливает свет на такие понятия, как присвоение, перевод, соавторство, стиль и художник-рабочий, актуальные для исследований анархисткой эстетической теории и ее роли в формировании трансатлантической и трансвременной визуальной культуры.
политическая иллюстрация, анархистские газеты, иконографическая миграция, присвоение, Жюль-Феликс Гранжуан, трансграничная культура, антимилитаризм
political illustration, anarchist newspapers, iconographic migration, appropriation, Jules-Félix Grandjouan, transborder culture, antimilitarism