Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЛЕХОВИЧ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Гобеленовые портреты Александра I и Елизаветы Алексеевны из Эрмитажа: возвращённая история шедевров

TATIANA LEKHOVICH (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Gobelin Portraits of Alexander I and Elizaveta Alexeevna from the Hermitage Collection: the Reconstructed Story of the Masterpieces

В коллекции Эрмитажа хранятся парные тканые портреты Александра I и Елизаветы Алексеевны, необычная история создания которых тесно связаны с бурными событиями наполеоновских войн. Вытканные как портреты Наполеона и Марии-Луизы с бюстов Кановы, они были «скорректированы» на Мануфактуре Гобеленов в Париже в 1815 году. Согласно изменившейся во Франции политической ситуации, вместо бюстов французской императорской четы ткачи вставили портреты их победителей.

Доклад будет посвящен истории создания портретов от Наполеона до Александра. В многолетней работе над ними принимали участия не только сотрудники мануфактуры Гобеленов, но также скульпторы начала XIX века, живописцы, реставраторы, краснодеревщики. По окончанию работ для портретов были изготовлены специальные рамы с российским гербом и символикой Александра I.

В 1817 году портреты прибыли в Россию и были торжественно поднесены Александру в Петергофе. Русский император остался ими чрезвычайно доволен.

На протяжении более чем двухсотлетней жизни гобеленовых портретов Александра и Елизаветы Алексеевны история их создания была частично утрачена, а целый комплекс произведений искусства, которые составляют с ними единый ансамбль, был рассеян. В докладе будет восстановлена полная картина создания этих редких шедевров портретного и прикладного искусства в контексте к ним принадлежащих памятников из коллекции Эрмитажа и других музеев. Недавно атрибутированный мраморный бюст Александра I работы Рютксьеля из фондов Эрмитажа был использован мануфактурой Гобеленов в качестве прототипа портрета Александра I. В процессе исследования были определены скульптурные прототипы портрета Елизаветы Алексеевны.

Во время поступления портретов в коллекцию Эрмитажа они были вставлены в лепные золоченые рамы с русским гербом. После эвакуации в годы войны эти рамы были утеряны. Благодаря атрибуции и архивным документам удалось определить внешний вид рам и идентифицировать их в одном из хранилищ Эрмитажа.

Таким образом, в результате научно-исследовательской работы кураторов Эрмитажа и Русского музея был восстановлен первоначальный облик и историю создания гобеленовых портретов Александра I и его супруги.

В работе были использованы архивные материалы Мануфактуры Гобеленов в Париже и российские архивные документы, атрибуции произведений искусства, сделанные сотрудниками Эрмитажа и Русского Музея.

наполеоновские войны, шпалеры, гобелены, скульптура, Рютксьель, Канова, текстиль, Александр I, Елизавета Алексеевна, Наполеон, Мария-Луиза, Эрмитаж, ампир

Napoleonic Wars, tapestry, Gobelins, sculpture, Rutxhiel, Canova, textiles, Alexander I, Elizaveta Alekseevna, Napoleon, Marie-Louise, The Hermitage museum, Empire