Актуальные проблемы теории и истории искусства

БЕЗГУБОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Российский институт истории искусств, Российская Федерация). Немецкое знаточество на службе советских аукционов в Германии в 1920–30-е годы

ANASTASIA BEZGUBOVA (Russian Institute of History of Arts, Russian Federation). German Connoisseurship at the Service of the Soviet Auctions in Germany in the 1920–30s

В 1920–1930 годы во многих европейских странах: Великобритании, Швеции, Австрии, Чехословакии состоялись аукционы по распродаже художественного наследия России, национализированного советской властью в 1917–1918 гг. Но основные события распродаж происходили на территории Германии.

И хотя это является, безусловно, печальной страницей отечественной истории, именно в этот период европейские и американские коллекционеры, искусствоведы и знатоки искусства получили возможность познакомиться с выдающимися примерами искусства эпохи Возрождения и Барокко, хранившимися в российских частных и императорских собраниях. Кроме того, ведущие представители немецкой школы знаточества —Вильгельм Боде, Отто фон Фальке и Герман Фосс стали составителями фундаментальных и качественно изданных каталогов аукционного дома Лепке (Rudolph Lepke) 1928, 1929 и 1931 гг., авторами размещенных в них научно-искусствоведческих описаний лотов.

Юбилейное, 2000-е издание аукционного дома Лепке «Произведения искусства из собраний ленинградских музеев и дворцов» (6–7 ноября 1928 г., Берлин) имело вступительную статью Вильгельма Боде, первого директора Кайзер-Фридрих-музеума до 1920 г. (и его основателя), крупного специалиста по наследию Рембрандта и мастерам Ренессанса. Боде внес огромный вклад в приобретение картин старых мастеров для немецких собраний, и пользовался огромным уважением в мире знаточества.

Сам же каталог был составлен Отто фон Фальком, с 1920 до 1927 года являвшимся преемником Боде на посту организованного им музея. Кроме того, Фальке в научном мире заслужил репутацию крупного эксперта в области европейского декоративно-прикладного искусства от средних веков до 19 в. Это придавало представляемым на аукционе произведениям дополнительный резонанс.

Каталог 4–5 июня 1929 г. имел аналогичное каталогу 1928 г. наименование и являлся его продолжением. Он был составлен и сопровожден текстом Германа Фосса, заместителя директора Берлинских музеев с 1920 по 1935 г. Имя Фосса часто ассоциируется с его бесславной должностью второго директора Музея фюрера в Линце.

Еще одним значимым изданием аукционного дома Лепке стал каталог аукциона, посвященный собранию Строгановых (4–9 мая 1931 г.). Его составителем являлся опять же О. фон Фальке, в нем присутствовал ряд громких атрибуций, вызывавших разногласия в мире знатоков.

Редко затрагиваемые в отечественном искусствознании фигуры О. Фальке и Г. Фосса, преемников знаточеской традиции В. Боде, заслуживают рассказа как об их биографиях, так и представления их как крупных специалистов по наследию старых мастеров. В докладе будут раскрыты примеры научных описаний Отто фон Фалька к представленным на аукционах 1928 и 1931 гг. произведениям, которые сами по себе являют собой образец немецкой знаточеской школы искусствознания первой половины XX века.

Немецкое искусствознание, Вильгельм Боде, Отто фон Фальке, Герман Фосс, аукционный дом Рудольфа Лепке, знаточество, советские аукционные распродажи, аукционы Германии, немецкие аукционы, национализированное искусство собрание Строгановых, искусство Ренессанса, искусство барокко

German art studies, Wilhelm von Bode, Otto von Falke, Hermann Voss, connoisseurship, Rudolph Lepke, Soviet auction sales, German auctions, nationalized art, the Stroganoff's collection, Renaissance art, Baroque art