Актуальные проблемы теории и истории искусства

ГУСЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА (Московский государственный объединенный музей-заповедник, Российская Федерация). Фотограф И.Ф. Барщевский: взгляд на церковную архитектуру

SVETLANA GUSEVA (Moscow State Integrated Museum-Reserve, Russian Federation). Photographer I. F. Barshchevsky: A Look at Church Architecture

Творчеству фотографа И.Ф. Барщевского сейчас дано вполне четкое определение — «патриарх русской архитектурной фотографии». Определенная временная веха уже отчерчена. Фотография Барщевского переросла свою первоначальную роль фиксации, она сама стала достоянием культуры и историческим источником, требующим анализа с позиций современной искусствоведческой мысли. И.Ф. Барщевский своими снимками создал реальность, предвосхитившую жизнь отечественной культуры середины — второй половины XX в., достижения советского искусствоведения и музейного дела. Он сформировал представление о русском городе как о музее архитектуры под открытым небом, и это за несколько десятилетий до того, как храмы и монастыри были взяты под охрану государства и стали музеями. Своей подвижнической деятельностью по фотографированию и изданию альбомов русской архитектуры он открыл чистый, величественный образ русского города, русского храма, отделив вечную красоту от сутолоки и мещанства, окружения повседневности.

Фотографии И.Ф. Барщевского обозначили новый этап во взаимоотношении русского общества и церкви. Храм стал восприниматься интеллигенций не как часть современной жизни народа, а как памятник прошлого, произведение искусства вне времени и власти. Снимки И.Ф. Барщевского ничего не могут рассказать о буднях и праздниках Русской Православной церкви на рубеже веков, в фокусе его камеры уже не церковь, это архитектура.

 В докладе планируется показать образ храма в фотографии И.Ф. Барщевского, исследовать каким имениям он подвергался со временем, представить работу фотографа и музейного деятеля по фиксации и изучению иных предметов культа как памятников старины и декоративно-прикладного искусства. Обзор будет составлен на основании собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Московским государственный объединенный музей-заповедник обладает уникальным собранием – личной коллекцией фотографией, документов и вещей выдающегося фотографа XX в. По приглашению основателя музея П.Д. Барановского И.Ф. Барщевский с женой приехал жить и работать в Коломенское. С 1933 по 1938 год И.Ф. Барщевский работал реставратором в музее-заповеднике, принимал активное участие в создании музея. Коллекция носит неповторимый мемориальный характер и представляет творчество фотографа на широком временном отрезке. Она была передана в музей вдовой фотохудожника Е.И. Барщевской.

И.Ф. Барщевский, фотоискусство, церковная архитектура, музейное дело в России в конце XIX в. — 30-е гг. XX в.

I. F. Barshchevsky, photo art, church architecture, museum business in Russia at the end of the 19th century — 1930s