ПИЛЯК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (Музей «Смоленская крепостная стена», Российская Федерация). Актуализация наследия. Концепция музея и ее реализация на примере Смоленской крепостной стены
SERGEY PILYAK (“Smolensk Fortress” Museum, Russian Federation). Actualization of Heritage. The Concept of the Museum and Its Implementation on the Example of the Smolensk Fortress Wall
Смоленская крепостная стена — памятник российского оборонительного зодчества, одна из крупнейших крепостей мира, символ российской истории и государственности. Крепостная стена протяженностью около шести километров, построенная на рубеже XVI–XVII веков под руководством зодчего Федора Коня, была усилена 38 башнями. Проект комплексной музеефикации Смоленской крепостной стены реализуется по решению Министерства культуры Российской Федерации.
При разработке концепции музеефикации Смоленской крепостью, являющейся масштабным фортификационным сооружением, имеющей ряд значительных утрат, лишенной более половины своих башен и прясел стен, а также лишенной цельной территории, отмечена необходимость применения различных методик работы. Объектом музеефикации являются сами фортификационные сооружения, не имеющие цельной территории, разобщенные плотной городской застройкой, и к тому же в заметной части руинированные. Отсутствует фондовая коллекция. Целесообразным, в том числе с точки зрения проведения реставрационных работ, будет разделить стены на несколько зон, насыщенных экспозициями, интерактивными залами, пространствами различного профиля, но при этом объединенными единым маршрутом. В таком случае на базе крупного комплекса будут сформированы несколько различных по тематике музейных площадок, которые будет возможно посещать обособленно.
Концепция музеефикации Смоленской крепости опирается на современные методики музеефикации оборонительных сооружений и предусматривает применение различных методов. В настоящее время очевидна основная сложность музеефикации — Смоленская крепость была построена как единый комплекс, но, с учетом утрат, потеряла визуальное и композиционное единство. Поэтому в рамках концепции предлагается разделить стену с пряслами на несколько функциональных зон, которые будут музеефицированы с использованием различных методик. В это же время необходимо по линии стен создать единый сквозной маршрут, охватывающий все сохранившиеся башни и доступный для всех посетителей, в том числе с ОВЗ. Такой «стержень» объединит ансамбль, сможет использоваться в качестве основного экскурсионного маршрута. Благодаря такому подходу, возможно различное представление сохранившихся элементов стены и башен, что обеспечит мультиформатность музея и послужит реализации инновационных проектов. Также такой подход не предусматривает полного воссоздания крепости. Необходимо особое внимание уделить сохранившимся подлинным элементам, их консервации и полноценной реставрации, а не гипотетичному воссозданию средневековой крепости в центре современного города.
При создании музея на базе крепостных сооружений предлагается перейти от концепции «музея вещей» к «музею идей», максимально подробно публикуя главный экспонат музея — ансамбль сохранившихся стен и башен Смоленской крепости.
музей, актуализация культурного наследия
museum, actualization of cultural heritage