Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЛИНЬКОВА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Создавая образ Византии: Д.И. Гримм и изучение византийской архитектуры

KSENIA LINKOVA (The National Research University «Higher School of Economics», Russian Federation). Creating the Image of Byzantium: David Grimm and Studying of Byzantine Architecture

Византийский стиль, сформировавшийся в русской архитектуре XIX в. в рамках поиска т.н. «национальных стилей», становится одним из элементов конструирования имперской идеи. Интерес к культуре и искусству Византии проявляется в разных отраслях науки: истории, археологии, архитектуроведении. Однако, принятое в историографии представление о первенстве науки в конструировании византийского стиля требует уточнения. Так, стоявший у истоков «археологизированного» этапа этого стиля архитектор Д.И. Гримм начал строить в конце 1850-х — нач. 1860-х гг., когда все эти сферы только начинают формироваться.

Исследования Императорского русского археологического общества (созд. 1846) в это время были посвящены преимущественно нумизматике, византинистика ограничивается этой же сферой. На Западе изучение византийской архитектуры также только начинает переходить в научную стадию. Первые публикации (В. Зальценберг, 1854; Ш. Тексье, 1864) выходят параллельно с деятельностью Гримма, поэтому в изучении византийской архитектуры он вынужден был опираться, в основном, на свои поездки 1850-х гг.

Важнейшим источником для понимания архитектуры Византии для русских исследователей становятся памятники кавказского региона. В 1840-х гг. на Кавказе работают князь Г.Г. Гагарин и архитектор П.П. Норев, которые рассуждают о степени проявления византийских влияний в кавказской архитектуре. Однако, первой научной публикацией становится труд Гримма «Памятники византийской архитектуры Грузии и Армении» (1859), опубликованный архитектором по следам его пенсионерской поездки на Кавказ. Гримм активно распространяет свое видение византийской архитектуры, публикуя не только альбом чертежей, но и статьи в архитектурных журналах, вступая в дискуссию с другими исследователями и архитекторами (П.О. Сальмановичем, А.А. Авдеевым). С этого времени Гримм воспринимается современниками как знаток византийской архитектуры, его мнение начинает играть важную роль в разнообразных комиссиях, посвященных обсуждению тех или иных архитектурных проектов.

Гримм создает свой византийский стиль во многом параллельно, а иногда даже опережая развитие науки. Его постройки становятся еще одним источником трансляции его видения образа Византии. Анализ источников восприятия Гриммом византийских образцов, и того, какие решения из архитектуры Гримма воспринимают другие архитекторы, дает важнейший материал для реконструкции понимания византийской архитектуры в XIX в. Однако, только лишь архитектурный анализ недостаточен: социо культурный контекст также играет важную роль. Публицистика и научные публикации этого периода дает теоретическое обоснование практических решений.

Исследование опирается на источники, в том числе и архивные, а для анализа архитектуры используется формально-стилистический и иконографический анализ.

византийский стиль, Д.И. Гримм, историзм

Byzantine style, David Grimm, Revivalism