ХМЕЛЕВ РОМАН АЛЕКСЕЕВИЧ (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Российская Федерация). Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века
ROMAN KHMELEV (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). The Problem of Medium Specificity in European Theoretical Art History of the Second Half of the 20th Century
Проблема «медиума» — специфического для того или иного вида искусства средства выражения, — активно обсуждалась в рамках культурной парадигмы модернизма. Дискуссия вокруг данной проблемы начала развиваться во многом благодаря Клименту Гринбергу — американскому теоретику искусства. Отдельные аспекты его теории, такие как самокритика модернизма, дискуссия о художественном методе, «специфичность медиума», а также общая формалистическая направленность исследований были активно приняты представителями теории модернизма. В свою очередь, критика его методологии, которая была заложена оппоненткой и ученицей Гринберга Розалиндой Краусс, традиционно причисляется к постмодернистским тенденциям (одной из основных черт которой стал «пост-медиальный» методологический аппарат).
На искусствознание, как и на многие гуманитарные дисциплины, сильнейшим образом повлиял так называемый «лингвистический поворот» 1968 года. Теоретики и исследователи, которые начали использовать семиотический инструментарий, активно участвовали, а иногда и инициировали, дискуссию в рамках которой методы эпохи модернизма рассматривались как предшествующие современной практике. В силу этого, необходимо рассмотреть, как теория, которая была сосредоточена на особенностях различных видов искусства была усвоена в трудах исследователей следующего поколения.
Основной целью доклада является анализ проблемы «специфичности медиума», а также ее раскрытие у представителей различных методологических направлений. Кроме того, интересным является рассмотрение того, как конкретные пункты из теории Гринберга, многие из которых являются предметами обширной дискуссии, отразились на современном искусствознании, в частности на теории живописи.
Первая часть доклада посвящена анализу проблемы «специфичности медиума» в трудах Климента Гринберга и его последователей. Во второй части рассматриваются различные аспекты критики теории американского искусствоведа. Эта критика в большей степени проявляется в трудах исследователей следующего поколения, в частности, Розалинды Краусс. Третья часть доклада направлена на выявление проблематики, близкой «специфичности медиума» в трудах Юбера Дамиша и Нормана Брайсона.
Реабилитация конкретных пунктов из теории Гринберга не должна восприниматься как скупая ориентированность на замкнутые отношения искусства и его средств выражения. Живопись сегодня направлена в сторону интертекстуальности, однако набор знаков, посредством функционирования которых достигается непредвиденность смыслов, располагается в материально-физическом пласте произведения. Работая с проблемами трансляции опыта, «телесности», «следов», физической основы произведения, «визуальных границ», исследователи формируют наиболее подходящую сегодня методологию для изучения живописи. Теория «специфичности медиума» может сосуществовать с более поздними методологическими инструментами и способствовать всестороннему анализу произведения искусства, учитывая, как его материальную сторону, так и более глубокий пласт смыслов, значений и трансляций.
специфичность медиума, К. Гринберг, модернизм, живопись, Ю. Дамиш, Н. Брайсон
medium specificity, K. Greenberg, modernism, painting, H. Damisch, N. Bryson