Актуальные проблемы теории и истории искусства

ДЕМИНА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). О месте и времени создания полотна Андре Дерена «Порт» из собрания Эрмитажа

NATALIA DEMINA (The State Hermitage Museum, Russian Federation). Where and When Andre Derain Painted “Port” from the Hermitage Collection

История французской живописи конца XIX — начала XX века в последние годы прописывает все более детально. Сама стремительность появления новых течений диктует необходимость уточнения времени и места появления работ, которые обозначают этапы эволюции творческого метода деятелей авангарда.

Пейзаж Андре Дерена «Порт. Пор-Вандр» (Холст, масло, 62 х 73, инв. № ГЭ 6540), хранящийся ныне в Эрмитаже, впервые был опубликован, вероятно, в каталоге коллекции С.И. Щукина под названием «Порт». Как «Порт в Гавре» он обозначен в каталоге Государственного музея нового западного искусства 1928 года, где он хранился до 1930 года. Возможно, название взято с оборота: на подрамнике, несомненно, авторском, скорее всего, было подобное указание — надпись коричневыми чернилами на небольшой наклейке сильно размыта, но слова “Port le Havre” угадываются. Пейзаж датировали ок. 1906. В Гавре Дерен бывал, но две его картины, отображающие гаврский порт, исполнены позже (ок. 1907) и стилистически сильно отличаются от данной композиции, к тому же, представленный вид не имеет ничего общего с Гавром. Дуглас Купер и Джон Ревалд, независимо друг от друга, предположили, что на полотне — какой-то порт средиземноморского побережья: Коллиур, Эстак или Касси. Но ни в Коллиуре, ни в Эстаке — двух городках, где Дерен работал в 1905 и в 1906 году, нет подобной узкой гавани с горой, возвышающейся над ней.

В 2005 А.Г. Костеневичем была предложена новая атрибуция места — городок Пор-Вандр (департамент Восточные Пиренеи) западнее Коллиура. На него указывает, по мнению исследователя, общее топографическое сходство с мотивом. К тому же, Дерен, несомненно, бывал в Пор Вандре — проездом в Испанию или по возвращении из нее, или он просто мог добраться туда пешком из Коллиура. Исходя из уточнения места создания, А.Г. Костеневич предложил новую датировку — 1905 год.

Однако работы, созданные Андре Дереном в 1905 году в Коллиуре и его окрестностях, отличаются значительно большей интенсивностью колорита, иным методом письма, в котором еще слышатся отголоски пуантилизма. В картине «Порт» смягчены цветовые контрасты. В основу изображения положен, фактически, линеарный набросок, сделанный синей краской. Обширные цветовые зоны не дробятся раздельным мазком.

Определить место создания позволяет топографическая точность пейзажа, несмотря не весь его схематизм и иные задачи, решавшиеся художником. Сравнения с видовой открыткой начала XX века не оставляют сомнений: место создания полотна — южный городок Касси на Средиземном море, где Дерен провел летний сезон 1907 года. Но полотна, написанные в Касси, радикально отличаются по манере исполнения от анализируемого вида. Однако очевидность схожести вида с видом Касси заставляет признать этот факт и искать ему объяснения. В качестве версии можно предположить. что, поскольку летом 1906 года Дерен работал в Эстаке, а Касси расположен неподалеку, то художник мог оттуда съездить в Касси, присмотреть место для работы в следующем сезоне, а также сделать беглых набросок гавани на холсте. Поскольку картина несет на себе следы переделок, возможно, Дерен завершил ее, слегка изменив, уже по возвращении в Париж, и временем ее создания можно предложить осень–зиму 1906–1907 годов. Манера письма, колорит, весь художественный строй произведения позволяет его рассматривать в таком случае не как образец самого отчаянного фовизма 1905 года, которым он и не является, но как свидетельство постепенного отказа Дерена от фовизма. Это первые шаги к формулированию принципов его «витражной» манеры 1907 года.

Дерен, Касси, фовизм, Эрмитаж

Derain, Cassis, Fauvism, Hermitage museum