МЕДВЕДЕВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Институт истории материальной культуры РАН, Российская Федерация). Археологические афиши РАИМК как особый вид изобразительного плаката 1920-х гг.
MARIA MEDVEDEVA (Institute for the Study of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation). Archaeological Placards of the Academy for the History of Material Culture as a Collection of Art Posters of the 1920s
В 1919 г. в Петрограде на базе Императорской археологической комиссии была создана Академия истории материальной культуры (РАИМК, с 1926 г. — ГАИМК). Новое учреждение обладало значительными функциями и разветвленной структурой. Археология оставалась основным профилем научной деятельности Академии, но вместе с тем изучение материальной культуры подразумевало комплексный подход. В работе многочисленных разрядов Академии был представлен весь спектр тем по истории искусства от древнейших времен до XIX века. Сотрудники Академии занимались изучением искусства Древнего Востока, Греции и Рима, Армении и Грузии, Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, раннехристианским, византийским, западноевропейским средневековым искусством, а также русской живописью и архитектурой. В штате Академии состояли выдающиеся историки искусства, архитекторы и художники.
С первых дней своего существования Академия истории материальной культуры приступила к активной просветительской деятельности. В начале 1920-х гг. в стенах Мраморного дворца, где располагалась тогда Академия, на постоянной основе действовал лекторий РАИМК. Ведущие ученые России читали доклады по самой разнообразной исторической тематике, и любой желающий мог свободно посетить их. Для лекций изготавливались плакаты-анонсы, где объявлялось время, место, автор и тема сообщения. Каждая такая афиша является оригинальным авторским произведением. Все изображения и тексты не напечатаны, а выполнены рукотворно в разной манере и технике (тушь, карандаш, акварель и др.). Стилистика, сюжет, шрифт и композиция всегда строго подчинялись тематике доклада и прекрасно отражали специфику ожидаемого выступления. Плакаты создавались либо самим автором лекции, либо привлеченным художником. В составе Академии в то время работало немало специалистов с высшим художественным образованием, и в афишах они смогли реализовывать на практике свои исторические знания и художественные таланты одновременно. Среди лекторов, самостоятельно подготовивших великолепные афиши к своим докладам, можно назвать художника-реставратора М. В. Фармаковского, архитекторов К. К. Романова и М. Т. Преображенского, искусствоведов Н. П. Сычева и Л. А. Мацулевича, художника-архитектора Н. Б. Бакланова. В то же время на плакатах встречаются и автографы известных советских графиков и живописцев, исполнивших плакаты с объявлениями о лекциях сотрудников Академии.
В настоящее время в архиве ИИМК РАН в фонде Академии истории материальной культуры хранится небольшая коллекция таких плакатов. Специализированное узконаправленное предназначение афиш, использование их только в целях рекламы конкретного вида деятельности научного учреждения в ограниченный хронологический период обусловили то, что изображения не получили должного распространения и известности. Археологические афиши РАИМК необходимо ввести в широкий научный оборот не только как документальный источник по истории Академии, но и как образцы рекламного художественного плаката начала XX века.
Академия истории материальной культуры, архивные документы, афиша, археология
Academy for the History of Material Culture, archival documents, posters, archaeology