Актуальные проблемы теории и истории искусства

ВАЛУЕВ ДЕМЬЯН ВАЛЕРЬЕВИЧ (Смоленский государственный университет, Российская Федерация). «Хочу поскорее увидеть Вас и ощутить ваше огромное искусство». С.В. Малютин и И.М. Хозеров: история дружбы по материалам переписки

DEMYAN VALUEV (Smolensk State University, Russian Federation). “I Want to Quickly See You and Feel Your Great Art.” S.V. Malyutin and I.M. Khozerov: A History of Friendship Based on Correspondence

Важнейшим видом источников по истории художественной жизни разных эпох является переписка между деятелями культуры. Большой интерес вызывают письма мастеров, живших и работавших в столицах, своим коллегам, трудившимся на периферии и, ответы последних. Данный материал предоставляет уникальные возможности для реконструкции образа среды и времени, в которых трудились известные творцы и их провинциальные корреспонденты. Подтверждением этого является переписка между выдающимся русским художником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859–1937) и смоленским археологом, и искусствоведом Иваном Макаровичем Хозеровым (1889–1947).

Малютин жил и трудился на рубеже веков в поместье княгини М.К. Тенишевой Талашкино, располагавшемся под Смоленском и являвшемся известным художественным центром. По его проекту на хуторе Фленово, входившем в поместье, был построен «Теремок», ставший впоследствии одним из известных символов русского модерна. До конца дней он сохранял теплые воспоминания об этом периоде жизни. Поэтому, когда Хозеров, руководивший с 8 июля 1929 г. Смоленской картинной галереей, предложил ему продать галерее некоторые из своих полотен, С.В. Малютин согласился. Завязалась переписка, продолжавшаяся до апреля 1936 г. Несмотря на уход И.М. Хозерова из музея в апреле 1930 г., он оставался заметной фигурой в среде местной культурной общественности. В письмах Малютину он сообщал интересные подробности о жизни Смоленска 1930-х гг. Его адресат рассказывал в ответных посланиях об обстоятельствах своего бытия, делился воспоминаниями. Одной из главных тем переписки являлась передача в местное художественное собрание работ С.В. Малютина и даже открытия его собственной именной галереи. Обсуждалась и возможность переезда мастера в Смоленск для постоянного проживания. Эти замыслы так и не были реализованы из-за болезни и смерти художника, но ряд картин он успел отправить в Смоленск.

Хозеров посвятил памяти С.В. Малютина очерк, опубликованный в литературно-художественном альманахе «Родина» в 1938 г. Собирая для него материал, он переписывался с дочерью покойного, художницей Ольгой Сергеевной Малютиной.

Переписка между Малютиным и Хозеровым, являясь типичным образцом эпистолярия определенной эпохи, содержит важные сведения, позволяющие восстановить некоторые детали их биографий и лучше понять обстановку, в которой им приходилось жить и работать.

С.В. Малютин, И.М. Хозеров, Смоленск, Смоленская картинная галерея, переписка

S.V. Malyutin, I.M. Khozerov, Smolensk, Smolensk Art Gallery, correspondence