Актуальные проблемы теории и истории искусства

БЕРЕСТ ВАЛЕРИЯ АДЛЕРОВНА (Российский университет дружбы народов, Российская Федерация). Симультанный хронотоп Анри Валенси: к определению пространства и времени в музыкализме

VALERIIA BEREST (Friendship University of Russia (RUDN University), Russian Federation). Simultaneous Chronotope by Henri Valency: Reading Space and Time in Musicalism

Музыкализм - художественное движение, появившееся в результате встречи четырех художников: Анри Валенси, Шарля Блан-Гатти, Гюстава Бургонь и Вито Стракадаини в октябре 1931 года во время персональной выставки Блан-Гатти в парижской галерее Бернхайм-Жён. Некоторое время спустя они опубликовали свой манифест в журнале Comœdia от 17 апреля 1932 года.

Первая совместная выставка музыкалистов прошла в 1932 году в галерее «Ренессанс» в Париже. Здесь были представлены скульптуры и полотна тридцати художников. Параллельно был создан почетный комитет, в состав которого вошли музыканты Морис Равель, Дариюс Мийо, Поль Валери и архитектор Огюст Перре, представители музеев, в том числе Андре Фарси — куратор художественного музея в Гренобле, а также критики, поэты, арт-дилеры: Поль Гийом, Андре Сальмон, Жорж Тюрпин. Сам термин «музыкализм» по определению самих художников, произошёл не от существительного «музыка», но от прилагательного «музыкальный», что точнее характеризует идеи движения. Творческий поиск основателя и идейного вдохновителя движения Анри Валенси проходил между кубизмом (о котором много и активно говорили художники группы «Пюто», куда входил и сам Валенси) с его принципами деконструкции формы и пространства, и футуризмом с его идеей передачи движения. Вследствие этого интереса,в 1912 году, задолго до манифеста музыкалистов, появляется полотно «Воздух вокруг пильщиков бревна» («L’air autour des scieurs de long») — первая попытка репрезентации концепта «время-пространство». Здесь Валенси подчеркивает сопротивление воздуха движению людей, обозначая таким образом две важнейшие категории своего творческого метода: движение и пространство. Подобно другим авангардистским движениям, музыкализм опирается на основные достижения современности: технологические инновации, появление телекоммуникаций и многочисленные научные открытия. Как сам Анри Валенси вспоминает, эпистемологическое происхождение хронотопа или концепции «пространства-времени» в его творчестве можно обнаружить в теориях относительности Анри Пуанкаре и Альберта Эйнштейна, их идеях кривизны физического пространственно-временного континуума, а также в работах французского философа Анри Бергсона, обращающегося к феномену интуитивного познания, континуальности и длительности, эластичности времени.

Валенси выстраивает собственный концепт художественного изображения. Он опирается на математическую теорию четырехмерного пространства, на открытие рентгеновских лучей, изменивших отношение к пространству, как к совокупности бесчисленных вариаций, то проявляющихся, то исчезающих, но существующих симультанно, одномоментно. Так, в художественном языке выстраивается специфический симультанный хронотоп как проявление некой недоступной нашему сознанию целостности мира более высокого порядка.

Несмотря на актуальность затрагиваемых в творчестве музыкалистов тем, их наследие оказалось наименее изученным из всего круга художников, занимавшихся вопросом соотношения времени и пространства в искусстве.

музыкализм, симультанность, хронотоп, музыкалисты, Анри Валенси, четырехмерное пространство

musicalism, simultaneity, chronotope, four-dimensional space, musicalists, Henry Valenci