ВЯЗЕМЦЕВА АННА ГЕННАДИЕВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). “Artisti in Russia” Этторе Ло Гатто: опыт транснационального исследования во времена диктатур в Италии и СССР в 1920–1940-е годы
ANNA VYAZEMTSEVA (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). ”Artisti in Russia” by Ettore Lo Gatto : Transnational Art and History Studies during the Dictatorship in Italy and the USSR in 1920–1940s.
В 1934–1943 гг. в серии «Итальянский гений за рубежом» в итальянском государственном издательстве «Либрерия делло Стато» вышло три тома «Художники в России» (“Artisti in Russia”), посвященных итальянским живописцам, скульпторам, декораторам и архитекторам, работавшим в пределах границ России с XV по начало ХХ века. Автор — Этторе Ло Гатто — славист, переводчик, издатель, был одной из ключевых фигур в исследовании и популяризации русской культуры в Италии в межвоенные годы ХХ века. Ученому удавалось использовать интересы государственной пропаганды фашизма для продвижения своих проектов по изучению русского языка и культуры, среди которых — исследования Института Восточной Европы, переводы и издания русских писателей XIX и ХХ века, многотомник «История русской литературы» и др.
Экономические и политические интересы режима Муссолини включали и СССР, изучение русского языка и культуры рассматривались как инструмент для продвижения этих интересов. 3-х томник «Художники в России» был написан по заказу Министерства иностранных дел Италии в рамках масштабного исследования об итальянских мастерах искусства в различных странах, когда они представлялись как «гении», приносившие культуру и цивилизацию. Проект отражал националистические установки культурной политики Италии и должен был представить превосходство итальянской культуры в мире. Ло Гатто, однако, не ограничился изложением установок пропаганды. В ходе исследования он несколько раз путешествовал в СССР, общался с крупнейшими научно-исследовательскими институциями, а также с учеными, среди которых — И.Э.Грабарь и К.К.Романов, задействуя в своей работе сведения и фотографии, предоставленные советскими музейными и научно-исследовательским организациями через Наркомпрос. Работа Ло Гатто, будучи пропагандистским проектом режима Муссолини, одновременно стала первым комплексным трудом об итальянских мастерах в России за всю историю их пребывания, и, пускай ненамеренно, оказалась одной из первых попыток создания транснациональной истории искусства и исследования межкультурной контаминации. Доклад основан на документах архива министерства иностранных дел Италии и стремится представить историко-искусствоведческий исследовательский процесс в условиях диктатуры и идеологического, а затем и военного конфликта между двумя странами.
транснациональная история, итальянские художники в России, И.Э. Грабарь, Этторе Ло Гатто, международные отношения Италия — СССР, искусство Италии ХХ века, искусство и наука в период диктатуры
transnational history, Italian artists in Russia, Igor Grabar, Ettore Lo Gatto, international relations Italy — USSR, Italian art of 20th century, art and science under dictatorship