ЛЕОНОВА ЮЛИЯ ВАДИМОВНА (Айдеал Спейсез Воркинг Груп, Израиль). Золотая клетка пророка: архитектурно-компаративный очерк о домах Х. Н. Бялика в Тель-Авиве и А. М. Горького в Москве
YULIA LEONOVA (Ideal Spaces Working Group, Israel). Golden Cage of the Prophet: An Architectural and Comparative Essay on the Houses of H. N. Bialik in Tel Aviv and A. M. Gorky in Moscow
В 1921 году накоротке пересеклись жизненные пути Х. Н. Бялика и А. М. Горького. Каждый уже находился на вершине своего национального литературного Олимпа, — Горький был прославлен как основатель советской литературы, а Бялик считался главным поэтом «Ренессанса иврита». Эта деятельность Бялика резко разошлась с советской идеологией, что и послужило причиной встречи: Горький помог Бялику эмигрировать. Несмотря на собственное высокое положение, он и сам в этом же году выехал из Советской России под предлогом лечения. После нескольких лет жизни в Европе каждый триумфально вернулся к «своему народу», — Бялик к евреям Палестины, Горький — в СССР. Каждый из них был поселен в особняке с садом и ярким архитектурным своеобразием. Эти небольшие, но исключительные городские усадьбы — основной объект исследования, предметом которого стали отношения двух выдающихся личностей с предназначенными им резиденциями.
Прямой поиск закономерностей при сопоставлении судеб обоих героев вместе с архитектурой их особняков невозможен, — дом Бялика строился специально для него и проектировался при его участии, в то время как Горькому было предписано поселиться в доме, принадлежавшем раннее семье Рябушинских. Однако совпадений, — архитектурных, символических, биографических много, и при всей своей случайности, они любопытны сами по себе. Главное же, и, очевидно, неслучайное сходство, связывающее двух писателей — бремя миссии, сделавшее для каждого из них обитание в яркой архитектуре не наградой, а своего рода пленом, — фактическим для Горького и, менее очевидным, моральным, в случае Бялика. Таким образом, задачей работы является осмысление двух архитектурных памятников как экзистенциальных мест. Для этого используется широкий исследовательский инструментарий, начиная с историко-биографического и заканчивая современными, где в качестве базового метода взято феноменологическое исследование, наложенное на формально-стилистический анализ художественного произведения.
Х. Н. Бялик, А. М. Горький, дом Бялика, квартира-музей Горького, архитектура Тель-Авива, московский модерн, Бецалель, архитектура начала XX века, сад Бялика, особняк Рябушинского, Ф. О. Шехтель, И. Минор, ориентализм, архитектурная керамика
H. N. Bialik, A. M. Gorky, Bialik House, Gorky's House, architecture of Tel Aviv, Moscow Art Nouveau, Bezalel, Bialik Garden, Ryabushinsky House, Fyodor Shekhtel, Josef Minor, zionist architecture, architectural ceramics