Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЧЕРНЫШЕВА АННА ИГОРЕВНА (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская Федерация). Конструктивизм и левое американское искусство в 1920–1930-е годы

ANNA CHERNYSHEVA (The Pushkin State Museum of Fine Arts, Russian Federation). Soviet Constructivism and Leftist Art in the USA (1920–1930s)

Искусство всегда играло одну из главных ролей в вопросе формирования национальной идентичности. Особенно серьезной эта задача была для молодого американского государства в XX веке: «плавильный котел» объединял все национальности в одну, а искусство способствовало развитию этого процесса. К тому же в США в первые десятилетия XX века сложилась традиция объединения политического активизма и искусства, что привело к появлению яркого, радикального и необычного по своему характеру левого искусства. В американской историографии отдельные авторы проводят достаточно четкие взаимосвязи в контексте влияния искусства авангарда (и, в частности, конструктивизма), на ряд левых художников, активно работавших в 1920–1930-е годы в США. Среди них Луи Лозовик, Хьюго Геллерт, Уильям Зигель, Владимир Бобрицкий, Джеймс Уэллс. Также существует немало публикаций, посвященных советскому конструктивизму, однако до сих пор исследователи практически не затрагивали проблему восприятия советского конструктивизма американским изобразительным искусством. Эта тема по-прежнему является малоисследованной и нуждается в дополнительном изучении.

Зародившись одновременно с Октябрьской революцией, конструктивизм был тесно связан с политикой и изначально нес в себе идею строительства нового мира и общества. Это перекликалось с американскими ценностями и экономическим бумом, который продолжался до 1929 г. Период 1920–1930-х годов характеризовался бурной «американизацией» советской культуры и растущей популярностью коммунистической идеологии в США. Этому способствовали разнообразные проекты во всех сферах: от индустриализации и строительства заводов до организации многочисленных выставок, путешествий деятелей искусства из СССР в США (и наоборот), а также приглашения американских специалистов на работу в СССР. Происходившие в обществе процессы не могли не оказать влияние на развитие левого американского искусства. Как правило, американских художников интересовали инновации, связанные с Пролеткультом и конструктивизмом, о них они узнавали «из первых рук» благодаря интенсивному художественному обмену между СССР и США.

В 1920-е годы левое искусство в США проходило идеологическую эволюцию от абстрактного искусства, которое непосредственно отражало левые настроения художников, к фигуративному искусству. Отчасти эта трансформация повторяла вектор развития искусства в СССР. На рубеже 1920–1930-х годов американские художники находились в противоречивой ситуации, когда идеи, заимствованные ими ранее в Советской России, теперь же подвергались в ней жесткой критике и обвинениям в формализме . Соответственно, видится необходимым проследить взаимодействие двух практик в области изобразительного искусства в 1920–1930-е годы — период наибольшей популярности коммунизма в США — и проанализировать американскую реакцию на идеи конструктивизма. Также небезынтересно попытаться определить, был ли он для американских художников одним лишь источником новой эстетики, которая оказалась непосредственно связана с искусством века машин (machine age) и благодаря этому стала заметной частью американского модернизма, или же для них конструктивизм был связан с политикой и идеологией.

конструктивизм, левое искусство, политическое искусство, Джон Рид Клуб, американское искусство, советско-американские культурные связи

leftist art, radical culture, Soviet-American art connections, constructivism, constructivism and left-wing art