Актуальные проблемы теории и истории искусства

ГАЛЕЕВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Российская Федерация). «Американа» русского художника: Сергей Судейкин в США в 1920–1940-е гг.

TAMARA GALEEVA (Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Russian Federation). Russian Emigrant Artist’s Americana: Sergey Soudeikine in the United States in the 1920 – 1940s

В докладе рассматривается творческая деятельность русского художника-эмигранта Сергея Судейкина (1882–1946) в Соединенных Штатах Америки в 1920–1940-е годы и тематическая трансформация его живописи в этот период. Акцент сделан на формировании новой иконографии — появлении сюжетов и мотивов, связанных с американской действительностью. Обосновавшись в Нью Йорке в 1923 году, Судейкин — максимально русский по природе своего таланта, благодаря работе в театре, смог успешно адаптироваться в зарубежной художественной системе, сохранив свою национальную культурную самобытность. К началу 1920-х годов он был хорошо известен в Европе и в Северной Америке лишь как яркий русский сценограф, сотрудничавший с известными театральными режиссерами, продюсерами и хореографами (Всеволодом Мейерхольдом, Сергеем Дягилевым, Анной Павловой и другими). В 1930-е годы Сергей Судейкин погружен в мир американской культуры. При его постоянном стремлении к предельному выражению в искусстве сценографии национальных форм, не кажется странным пробуждение у художника интереса к столь же ярким явлениям и в американской культуре — современному искусству чернокожих жителей Нового света.

«Американа» Судейкина представляет собой серию картин, раскрывающих этническое своеобразие через природный ландшафт, портретные образы и предметный мир повседневной жизни. Интерес к энергичным музыкальным ритмам и танцам обитателей нью-йоркского Гарлема, первоначально выразившийся в оформлении им оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (1935), постепенно развернулся в своеобразный «черный цикл» (никакой связи с «Черным рейдом»его друга А. Яковлева), рассказывающий истории повседневной жизни американцев, окрашенные мягким юмором, сияющей экспрессией, сочувствием и пониманием «других» этносов. Живопись и графика Судейкина 1930-х годов ассимилировала новые черты и образы, которые приблизили его к американскому искусству. В конце жизни Судейкин всерьез считал, что «национальность — пережиток» и мечтал о «мировых штатах, где национальность уже не имеет доминирующего значения». Американские темы и мотивы стали постоянной и важной частью искусства русского художника эмигранта Сергея Судейкина, которое обогатило развитие американской живописи в целом.

Сергей Судейкин, русская эмиграция в США, идентичность, русское искусство 1920-1940-х гг.

Sergey Soudeikine, Russian emigration in USA, identity, Russian art of 1920-1940s