Актуальные проблемы теории и истории искусства

КОЖАНОВА МИРА (Бамбергский университет Отто Фридриха, Германия). Значимость российских художников Парижской школы в рамках французского и русского канонов иcтории искусств

MIRA KOZHANOVA (University of Bamberg, Germany). The Significance of Russian Migrant Artists of the Ecole de Paris within French and Russian Canons of Art History

Исследовательский проект (под руководством доктора наук и профессора Бамбергского университета Ады Раев) рассматривает парижские связи художников из Российской империи в период между 1900 и 1939 годами. Особое внимание уделяется художникам-модернистам, прибывшим в Париж до 1917 года, т.е. до эмиграционной волны после Октябрьской революции. Исходя из того, что у них были другие причины для переезда в Париж, проект рассматривает их как самостоятельный миграционный поток. Целью проекта является исследование различий между дореволюционными и послереволюционными художественными потоками и вопроса, как эта разница проявлялась в их парижских художественных связях.

В предлагаемом докладе будет рассмотрен вопрос значимости творчества художников из Российской империи, проживавших в Париже, в контексте различных национальных канонов истории искусств. С помощью сравнительного анализа российских и западных (особенно французских) исследований можно выделить два противоположных научных подхода к значимости этих художников: Французский дискурс включает их в свой художественный канон, подчеркивая при этом ведущую роль французского искусства и в целом отделяя иностранных художников от французских посредством (часто уничижительно используемой) концепции Парижской школы. Напротив, российский дискурс последних трех десятилетий рассматривает их художественную деятельность как идеологически беспрепятственное развитие русского искусства и, следовательно, как неотъемлемую часть своего национального художественного канона.

Отдельный интерес вызывает разнородность российского художественного сообщества в Париже. Определение культурной идентичности/идентификации российских художников, приехавших из разных уголков Российской империи, играет немаловажную роль в выявлении гегемонистских тенденций в международных историографиях. Характерным примером сложности таких начинаний является биография Хаима Саутина (1893–1943), родившегося в местечке под названием Смиловичи, который в ходе истории принадлежал Королевству Польскому, Великому княжеству Литовскому, Минской губернии Российской империи и в настоящее время находится на территории Республики Беларусь. В высшей степени транскультурную принадлежность художника и его международный успех можно считать причиной включения его творчества в национальные каноны российского, белорусского, литовского, польского, а также французского искусствоведения.

Цель доклада заключается в освещении истории восприятия российских художников Парижской школы посредством сравнительного анализа российских и западных публикаций, а также в предоставлении новой, дифференцированной исследовательской перспективы российско-французских художественных взаимодействий. Таким образом, доклад переоcмысливает значимость российских художников Парижской школы и интерпретирует их не только как неотъемлемую часть французского художественного мира, но и как значительную движущую силу в развитии западного модернизма в целом.

российское эмигрантское искусство, французское искусство, модернизм, взаимодействие, художественный канон, Парижская школа, Париж, Хаим Сутин

Russian emigrant art, French art, Modern art, interaction, art canon, École de Paris, Paris, Chaim Soutine