СПИРИДОНОВА АННА МИХАЙЛОВНА (Национальный исследовательский университет ИТМО, Российская Федерация). Световое искусство в начале XX века: зарождение и генезис в искусстве модернизма
ANNA SPIRIDONOVA (ITMO University, Russian Federation). Light Art at the Beginning of the 20th Century: Birth and Genesis in Modernist Art
Доклад посвящен малоизученной теме — зарождению светового искусства в модернизме.
Данная тема мало исследована в отечественном искусствоведении, за исключением работ Б. М. Галеева, А.Д. Сарабьянова, Д.В. Галкина и отдельных лекций И.А. Кулик. В зарубежной науке тема имеет более глубокую проработку в трудах П. Вайбеля, С. Селвуд, Ф. Поппера и др. Однако наша работа имеет высокую степень научной новизны, которая заключается в анализе процессов, которые происходили в модернизме и могли привести к сложению нового вида искусства во второй половине ХХ века.
Световое искусство — это искусство, произведения которого создаются с помощью света, световых приборов и различных оптических эффектов. Таким образом, в световом искусстве свет является и материалом, и основным инструментом художника. Как же произошла смена парадигмы, как свет из важнейшего онтологического элемента, трактовавшегося в рамках религиозной символики, превратился в художественный материал, то есть нечто утилитарное? Предпосылки нового понимания света складывались достаточно долго. В культуре XV–ХIХ веков происходило постепенное накопление новых подходов к свету посредством изобретения световых приборов, достижений в науке и технике, внедрения электричества в общественную жизнь.
В начале ХХ столетия весь накопленный опыт, помноженный на открытия в науке и технике, привел к новому пониманию света в художественной практике. В театральной практике произошло усиление роли света. В изобразительном искусстве происходили сложные глубинные процессы: в рамках зарождения модернистского искусства пересматривались художественно-выразительные средства, что привело к новому осмыслению роли света.
Новый подход к свету в искусстве ХХ века был заявлен итальянскими футуристами в манифесте «Убъем лунный свет», далее этот воинственный посыл был продолжен в искусстве итальянских и русских футуристов. Знаменательными вехами этого периода являются сценические воплощения оперы «Победа над Солнцем» (Россия) и балета «Фейерверк» (Италия). Именно футуристы актуализировали подход к свету как материалу. Впоследствии этот подход получил свое последовательное развитие в художественной теории и практике конструктивизма и других направлений, в искусстве таких художников, как В. Баранов-Россине, Л. Мохой-Надь, Н. Габо, Т. Уилфред, З. Пезанек и др. Итак, в искусстве модернизма сложились предпосылки для появления светового искусства и были созданы первые произведения нового вида искусства
световое искусство, футуризм, технологическое искусство
light art, futurism, technological art