КУЗИНА ЕЛИЗАВЕТА ОЛЕГОВНА (независимый исследователь, Российская Федерация). Рецепция работ Клода Леви-Строса в Индии: Октавио Пас и Джагдиш Сваминатхан
LISA KUZINA (independent researcher, Russian Federation). Claude Lévi-Strauss’ Reception in India: Octavio Paz and Jagdish Swaminathan
В центре внимания настоящего исследования малоизвестный эпизод из истории рецепции структурализма. В 1960-е годы Октавио Пас, будущий нобелевский лауреат, во время службы послом в Индии активно включается в местную художественную жизнь и общается с ведущими фигурами, прежде всего, с Джагдишем Сваминатханом, который считается предшественником «неотантрического» направления в новом искусстве. В эти годы Пас внимательно изучает труды Клода Леви-Строса по структурной антропологии и пропагандирует их среди индийских художников, которые воспринимают эти труды как модель для нового искусства, совмещающего принципы европейского нефигуративного авангарда и различных народных и племенных традиций. Такое восприятие оказалось продуктивным и для творчества Паса, и для нового индийского искусства — как в отношении практики конкретных художников, так и в отношении способов его институализации. В основе кураторской программы Сваминатхана по созданию современного музея городского (urban) и племенного (tribal) искусства «Рупанкар» в Бхопале лежат идеи, ранее высказанные Леви-Стросом в «Неприрученной мысли» (1962), «Расе и истории» (1952) и «Пути масок» (1972) — в работах, которые читал и цитировал в своих текстах индийский художник. Кроме исследования Сваминатхана «Значение традиционного нумена для современного индийского искусства» 1967 года, в докладе рассматриваются стихи и эссе Паса, посвященные Индии и ее религиозно-философской жизни, его книга о Леви-Стросе, которая на несколько лет стала основным проводником в структурную антропологию для испано- и англоязычного мира, а также поэма «Blanco» — центральный поэтический текст индийского периода, являющийся итогом размышлений о близости философии тантризма и структурализма. Все эти тексты рассматриваются в контексте искусства и эссеистики Сваминатхана, рождающихся в непосредственном контакте с мыслью Паса.
Джагдиш Сваминатхан, Клод Леви-Строс, Октавио Пас, структурализм, индийский модернизм, индийский авангард, индихенизм, Рупанкар, современный музей
Jagdish Swaminathan, Claude Lévi-Strauss, Octavio Paz, structuralism, Indian Modern Art, Indian Avant-Garde, indigenism, Roopankar, Contemporary Art Museum