Актуальные проблемы теории и истории искусства

СИДОРОВ АНТОН ВИКТОРОВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Париж — Токио. Архитектура Ар-деко и ее трансформации в «Восточной столице»

ANTON SIDOROV (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Paris to Tokyo. Art Deco Architecture and Its Transformation in the “Eastern Capital”

Одной из главных особенностей архитектуры Ар-деко, является ее широкая распространенность во многих странах мира. В результате политики открытости Японии к Западному миру и ее участия во Всемирной выставке в Париже 1925 года, архитектура Ар-деко получила самостоятельное развитие в «Стране восходящего солнца». Связанный с вековыми национальными художественными и архитектурными традициями, социокультурными реалиями эпохи, нестандартным подходом к адаптации западноевропейского стиля, японский региональный вариант Ар-деко представляется уникальным художественным феноменом архитектуры первой половины XX века.

Архитектура Ар-деко появляется в Японии во второй половине 1920 годов, когда происходит активная застройка Токио, практически полностью разрушенного в результате Великого землетрясения Канто (1923 г). Некоторые постройки, как, например, резиденция принца Асака, были спроектированы при непосредственном участии французских мастеров и стали образцовыми примерами архитектуры Ар-деко, другие же являлись произведением собственно японских архитекторов, которые сумели оригинально переосмыслить «стиль 1925 года». Таким образом, в течение десятилетия в столице были возведены многие общественные и правительственные здания, универмаги и станции метро, в которых органично сочетались архитектурные формы и декор современного прогрессивного западного стиля с элементами традиционного японского зодчества. «Импортированные» из Франции художественные приемы Ар-деко породили не столько формально скопированные сооружения, сколько привели к появлению самобытного направления в искусстве, обозначаемое в японской и западноевропейской историографии как “Deco Japan”.

Актуальность темы доклада обусловлена отсутствием исследований регионального варианта архитектуры Ар-деко в Японии в отечественной искусствоведческой науке, а также довольно ограниченным кругом научных трудов в западноевропейском искусствознании. Существует ряд японских архитектурных построек Ар-деко, которые не введены в научный оборот, а источники по их изучению не опубликованы.

Будут обозначены причины появления интереса к французскому варианту Ар-деко у японских архитекторов; особенности их восприятия Западного стиля; рассмотрены отдельные постройки и проведены параллели между архитектурными памятниками Парижа и Токио. Благодаря компаративному анализу будет сделан вывод о восприятии и значении архитектуры Ар-деко в социокультурном и историческом контексте Японии в 1920–30-е годы. Предполагается ввести в научный оборот ряд архитектурных памятников, относящихся к «стилю 1925 года», находящихся в Токио, а также — впоследствии — восполнить отсутствие исследований по этому вопросу.

Данный доклад является частью комплексного исследования архитектуры Ар-деко в Японии, которое будет подготовлено в результате годового обучения в Университете Канадзава в рамках гранта JT Fellowship for Students of Japanese Studies in Russia.

Ар-деко, архитектура, Париж, Токио, японская архитектура, стиль 1925 года, век джаза

art deco, architecture, Paris, Tokyo, Japanese architecture, Deco Japan, 1925 style, Jazz Age