Актуальные проблемы теории и истории искусства

ВОРОБЬЕВА ДАРЬЯ НИКОЛАЕВНА (Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Российская Федерация). Вальтер Спинк и решение проблемы относительной хронологии индийского искусства

DARYA VOROBYEVA (State Institute of Art Studies, Moscow, Russian Federation).Walter Spink. The Problem of the Relative Chronology of Indian Art and Its Solution

В докладе речь пойдет об известном исследователе индийского искусства Вальтере Спинке (1926–2019), внесшем существенный вклад в проблему отсутствия точных датировок памятников архитектуры Древней Индии. Проблема состоит, прежде всего в том, что большая часть памятников до середины второго тысячелетия часто не имеет ни одного достоверного письменного источника, на который можно было бы опереться исследователям в целях установления достоверной датировки.

Авторитетный специалист, сфокусировавшийся на исследовании буддийского комплекса в Аджанте, Вальтер Спинк посвятил более пятидесяти лет ее изучению, причем поставив целью именно уточнение датировок, сведя воедино множество источников. Многие годы исследователи дискутировали о правомерности его подходов, кто-то принял скептически, тем не менее, доказательства, приведенные в работах заставили всех склониться все же на сторону Вальтера Спинка. Он применил комплексный подход, основанный как на художественно-стилистическом подходе и исследовании письменных источников, так и сопоставлении данных художественной литературы, а также своеобразном экспериментальном методе.

Первые публикации, посвященные Аджанте Вальтер Спинк опубликовал в 1956 году.

В начле 70-х организовал семинар, посвященный Аджанте. Работу по уточнению датировок Вальтер Спинк сразу начал с предположения, что те пещерные храмы, которые принято относить к середине VII века, все-таки принадлежат тому же времени, что и основные пещерные храмы, просто были выполнены другими заказчиками, а следовательно и мастерами.

 Хронология Аджанты Вальтера Спинка стала основой для датирования многих памятников, которые были созданы около середины первого тысячелетия новой эры. И прежде всего, конечно, это разные пещерные храмы – буддийские и индуистские памятники Махараштры (Джогешвари, храм Шивы на острове Элефанта, Аурангабада и многих другие). В докладе будет вкратце освещена теория Вальтера Спинка, методолгия и аргументация, а также раскрыты дискуссионные моменты, заставившие исследователей написать множество статей в защиту или же опровержение теорий Вальтера Спинка.

Аджанта, пещерные храмы, буддийское искусство, искусство Древней Индии, архитектура Индии, Махараштра

Ajanta, cave temples, Buddhist art, Ancient Indian art, Indian architecture, Maharashtra