Актуальные проблемы теории и истории искусства

БАБИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Изучение индийской миниатюры в России: история и перспективы

ALEXANDER BABIN (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Studying Indian Miniatures in Russia: History and Prospects

Индийская миниатюра – явление довольно многообразное, охватывающее в своём историческом развитии почти тысячелетний период. Самые ранние известные её образцы относятся к XI веку и представляют собой иллюстрации к джайнским и буддийским манускриптам на пальмовых листьях. С установлением на субконтиненте власти мусульманских династий (с конца XII в.) сложились новые школы, из которых самой значимой стала могольская.

Придворным художникам Великих Моголов удалось создать наиболее крупный стиль, и неудивительно, что именно он впоследствии привлёк внимание специалистов в первую очередь. Отличительной чертой раннего периода его изучения было то, что могольская миниатюра рассматривалась в связи с искусством мусульманских регионов, а не Индии. Так, труд Б.П.Денике «Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства» (1923), почти целиком посвящённый миниатюрной живописи, помещает её именно в этот контекст. В дальнейшем исследовательский ракурс меняется, и в русскоязычных работах по искусству стран ислама могольская традиция может не рассматриваться вовсе, заняв, однако, своё место в трудах по искусству Индии.

Между тем, изучение индийской миниатюры в России неразрывно связано с исследованием её коллекций. Коллекция индийской миниатюры Государственного музея Востока является крупнейшей среди отечественных музейных собраний, а могольскую часть коллекции является наиболее изученной её частью (работы С.И. Тюляева и И.И. Шептуновой). Из петербургских музеев наиболее значимыми образцами индийской миниатюры располагает Эрмитаж (описаны в трудах Т.В. Грек и О.П. Дешпанде). Собрание Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге также включает индийскую живопись, в том числе могольские миниатюры. Прочие школы и стили индийской миниатюры (раджпутская, сикхская) в русскоязычных исследованиях освещены значительно менее полно, хотя раджпутская миниатюра довольно хорошо представлена в российских собраниях. Это обусловлено, по-видимому, тем, что в российских исследованиях именно стилю Великих Моголов, который считался определяющим для своей эпохи, уделялось основное внимание, в то время как другие школы долгое время оставались в его тени.

С развитием изучения региональных коллекций понимание особенностей формирования российской школы исследования индийской миниатюры становится особенно актуальным. В работе анализируются основные тенденции, сложившиеся внутри русскоязычной традиции исследования индийской миниатюры, с целью определить наиболее перспективные подходы и направления будущих исследований.

историография, живопись Индии, могольская миниатюра, раджпутская миниатюра, музеи России

historiography, Indian painting, Mughal miniature, Rajput miniature, Russian museums