ШЕВЧЕНКО МАРИАННА ЮРЬЕВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Террасные сооружения в китайской архитектуре династии Сун на полотнах художников X–XIII веков
MARIANNA SHEVCHENKO (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). Terraced Buildings in Chinese Architecture of Song Dynasty in the Paintings of Artists of the 10th – 13th Centuries
Одним из характерных типов китайских построек династии Сун (960–1279 гг.) были террасные сооружения. Это могли быть как отдельно стоящие террасы, так и декоративно выполненные террасные основания под зальные деревянные постройки. Отдельно стоящие террасы при династии Сун стали обязательным элементом парковых комплексов. Такие террасы ставились либо специально для любования окружающими пейзажами, либо для воскурения благовоний в честь богов, как это показано, к примеру на картине художника Ли Суна (1166–1243) «Воскурение благовоний в честь святых». Существовали также отдельные террасы для гадания по формам облаков, что было важным ритуалом в процессе взаимодействия императора со своим «небесным отцом», одна из таких террас показана на картине Ма Юаня (1140–1225) «Наблюдая за облаками с резной террасы».
Террасы под постройки устанавливались либо на земле, либо в воде и служили выразителем статуса сооружения (Ли Сун (1166—1243) «Скрываясь от зноя в павильоне у воды», неизвестный художник «Регата на пруду Цзинминчи», XII в.). Нередко декоративное убранство таких террас имитировало элементы деревянного каркаса: деревянные опоры, балки и кронштейны доу-гун.
Террасы под постройками применялись и в более поздней архитектуре Китая, однако они приобрели несколько иной вид, и в них уже не встречалась имитация деревянных элементов каркаса. Отдельно стоящие же террасы сохранились впоследствии лишь в виде ритуальных алтарей и обычно они имели очень строгий и лаконичный вид в отличие от террас династии Сун. А парковые террасы любования пейзажем прекращают использоваться уже со времён династии Юань и постепенно трансформируются в пристроенные площадки перед парковыми павильонами.
Со времен династии Сун до наших дней такого рода отдельно стоящих террас не сохранилось. Есть свидетельства скульптурного оформления террас под сооружениями, которые до нас донесли некоторые каменные и кирпичные пагоды X–XIII веков, однако в силу характера построек, в них сильны буддийские мотивы, что не было так ярко выражено в террасах под постройками императорских парков. Внимательное изучение картин сунских художников позволит более глубоко исследовать данный тип сооружений, провести его классификацию и систематизацию отделки, что позволит впоследствии использовать данный материал для реконструкции облика сооружений династии Сун, что и будет продемонстрировано на примере авторской графической реконструкции зала Линьшуйдянь в императорском парке Цзиньминчи династии Сун в городе Бяньцзин.
архитектура Китая, террасные постройки, китайская живопись, династия Сун
Chinese architecture, terraced buildings, Chinese painting, Song Dynasty