Актуальные проблемы теории и истории искусства

БЕЛОЗЕРОВА ВЕРА ГЕОРГИЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). «Современная китайская живопись тушью» в творчестве Цюй Лэйлэя

VERA BELOZEROVA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). A Dispute of Chinese Avant-Garde Theoreticians Wang Naming and Gao Minglu About Three Types of Zhang Yanyuan’s Pictorial Forms (9th Century)

Ван Наньмин (род. 1962) является известным авангардным каллиграфом КНР, создавшим в 1990-е гг. направление «комбинации из шаров с иероглифами» (цзы цю цзухэ). В настоящее время он считается наиболее авторитетным критиком современного китайского искусства, его самым опытным и успешным куратором. Ван Наньмином написаны десять фундаментальных монографий по теории авангардной каллиграфии. Гао Минлу (род. 1949) прославился как авангардный художник, крупный теоретик и критик современного искусства. В своих многочисленных монографиях он разрабатывает теорию «Направление замысла» (И пай). Истоки теории авангардного искусства оба специалиста находят в трактате Чжан Яньюаня (815 907) «Записи о прославленных художниках разных эпох» (Лидай мин хуа цзи), в котором говорится о трех типах «визуальных фиксаций» (ту цзай): «изображение принципов» (ту ли), т.е. триграммы; «изображение познания» (ту ши), т.е. иероглифическая письменность; «изображение форм» (ту син), т.е. живопись. Гао Минлу интерпретирует типологию Чжан Яньюаня по аналогии с абстракционизмом, концептуализмом и реализмом в западном искусстве, с чем категорически не согласен Ван Наньмин, выступающий против механического переноса категорий традиционной китайской эстетики в пространство западной культуры. оптической светотенью и китайской онтологической светотенью, противоречие между китайской концепцией формы как русла энергетических циркуляций и западной концепцией формы как изолированного объема, противоречие между тактильной осязательностью китайского натурализма и западным реализмом. Цюй Лэйлэю удается находить удачные компромиссы между этими противоречиями, но они же сдерживают рост его незаурядного творческого дарования.

В XX в. – начале XXI в. в китайской живописной традиции произошли изменения, по своей кардинальности сопоставимые с эпохой IV-VI веков. Важно, что сейчас, как и в древности, национальная пластическая парадигма осталось неизменной, и преемственность развития художественной сферы в Китае сохранена. В этом глобальном историческом процессе есть вклад и Цюй Лэйлэя.

Публикации обоих теоретиков издаются на китайском и английском языках, так что они достаточно известны западной науке. Актуальность и новизна настоящего исследования состоит в том, чтобы приступить к изучению обоснования китайскими теоретиками наиболее прозападных направлений современного искусства в Китае. Впервые в отечественном искусствоведении предстоит охарактеризовать каллиграфические эксперименты Ван Наньмина и живописную практику Гао Минлу, которые служат источниками их теоретизирования. Цель работа – показать, как классификационные матрицы и терминология традиционной китайской эстетики влияют на теоретические построения представителей китайского авангарда

вэньжэньхуа, кай-шу, чжуань-шу, ли-шу, цао-шу, хуйсян, шигань, гун би, цзянь би

wenrenhua, kai-shu, zhuan-shu, li-shu, cao-shu, huixiang, shigan ,gong bi, jian bi