Актуальные проблемы теории и истории искусства

ХОХЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Направление хянтхосэк в корейской живописи 1930-х гг.: молчаливое сопротивление или коллаборационизм?

ELENA KHOKHLOVA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). The hyanthosek in the 1930s Korean Painting: Silent Resistance or Collaboration?

В корейской живописи 1920–1930-х гг. одним из основных направлений был так называемый хянтхосэк (досл. цвет родины (деревни)). Его главная особенность – это темы; художники писали виды традиционной корейской деревни, пейзажи, корейских женщин и детей в традиционных костюмах. Появление «местного колорита» в живописи напрямую связано с положением Кореи, страна потеряла независимость в 1910 году, оставалась японской колонией до 1945 года.

Существует три точки зрения, объясняющие происхождение этого направления и его сути. Часть исследователей рассматривают хянтхосэк в контексте народной борьбы считая, что так художники выражали свои чувства к порабощенной родине и народу (Ким Хёнсук, Ким Ённа и др.). Кроме этого, по мнению части исследователей, местный колорит появился из желания создать картины, отличные от произведений японских художников. Корейские художники начали писать маслом в 1910-х гг., техника и сюжеты не отличались от японских, задача создания отличной от японских образцов произведений волновала художников, они пытались решить ее за счет корейской тематики.

Исследователь О Гвансу был первым, кто высказал не столь положительную оценку хянтхосэк и иначе объяснил причину появление и популярности сюжетов, повествующих о родине и народе. Он показал, что художники преследовали конкретную цель – попасть на «Выставку искусства Чосон» (Чосон мисуль чолламхве), которая была единственной площадкой для корейских художников в 1930-х гг. Выставка была организована японскими властями, председателем жюри и большинство его членов были японцами. Чосон мисуль чолламхве была частью культурной политики, которую проводило японское правительство в Корее. Для японцев было важно оправдать аннексию Корейского полуострова. Япония насаждала представление о том, что Корея – страна слабая и отсталая, и что ей нужно помочь модернизироваться. Жюри выставки поощряло темы корейской деревни, корейского народа в традиционных нарядах, так как эти картины подчеркивали отсталость Кореи.

Цель исследования – представить, как понимали и оценивали направление хянтхосэк художники, заказчики, критики и зрители того времени. Это поможет верно интерпретировать намерения художников и посыл, заключенных в их произведениях. В исследовании представлен исторический контекст, настроения общественности 1930-х гг., показано, какие задачи ставили перед собой сами художники. Описана позиция критиков, которая была в основном негативной, мнения зрителей, за которых говорит посещаемость выставок и продажи картин, а также официальная позиция организаторов «Выставки искусства Чосон».

корейская живопись, аннексия, выставки, хянтхосэк, Япония           

Korean painting, annexation, exhibition, hyanthosek, Japan