ВАРШАВСКАЯ ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА (Род-Айлендская Школа Дизайна, США). В обход цензурных запретов: актеры под видом воинов и воины под видом актеров в гравюре укиë-э
ELENA VARSHAVSKAYA (Rhode Island School of Design (RISD), USA). Circumventing Censorship Restrictions: Actors as Warriors and Warriors As Actors In Ukiyo-E Prints
Гравюра укиë-э, форма тиражного городского искусства Японии эпохи Эдо (1603–1868), была вполне независима в выборе сюжетов и изобразительных средств, несмотря на детальную правительственную регламентацию всех сторон жизни общества. Любая печатная продукция рассматривалась сëгунами Токугава как идеологически небезопасная и подлежала инспектированию. К графике укиë-э применялись и тематические, и технические ограничения. Цензурные требования, однако, лишь стимулировали воображение художников в их стремлении обойти официальные ограничения. Изобретательность художников в разработке приемов маскировки подлинной темы изображения позволила им обращаться фактически к любому предмету, формально находившемуся под запретом. Более того, неожиданность способов маскировки привносила элемент интеллектуальной игры в потаенный разговор, который вели между собой художники гравюры и ее покупатели.
В докладе рассматриваются два случая, в которых театральная тематика, одна из ведущих в гравюре укиë-э, была остроумно использована в обстоятельствах, требовавших камуфляжа. Один из таких примеров – изданный между 1849 и 1853 годами триптих работы Утагава Кунисада, в котором художник изобразил знаменитых актеров театра Кабуки как процессию владетельного князя даймë. Вид таких процессий, пышных и организованных по строго установленным правилам, был хорошо знаком жителям Японии. Ежегодно все даймë (несколько больше, чем 250 человек) следовали со своей многочисленной свитой из столичного города Эдо в свои владения и обратно в соответствии с действовавшей тогда системой чередования службы даймë при дворе сëгуна и в своих землях. Изобразив актеров под видом воинов, Кунисада смог формально соблюсти запрет на изображение актеров театра Кабуки. Запрет был введен в ходе социально-экономических реформ годов Тэнпо, проведенных в 1841–1843 годах. Кроме того, художник отразил театральность подобных процессий и намекнул на то, что актеры, находившиеся за нижним пределом сословной иерархии, на самом деле безраздельно господствовали в общественном мнении. Второй пример – гравюры из серии «Зерцало демонических личностей, добрых и злых» (Дзэнъаку кидзин кагами) работы художника Тоëхара Кунитика, ученика Кунисада. Серия была выполнена в 1868 году примерно через два десятилетия после выхода в свет триптиха работы Кунисада. Кунитика изобразил воинов-самураев из анти-сëгунски настроенных кланов Мори и Тода под видом актеров театра Кабуки. Стилистика подчеркнуто-драматической игры актеров театра Кабуки соответствовала напряженности противостояния анти-сëгунской коалиции и доживавшего последние дни режима Токугава. Так по причуде истории приемы маскировки нежелательного содержания гравюр оказались использованными перекрестно – в зависимости от политических обстоятельств, и, следовательно, от характера цензурных ограничений. В эпоху, когда власти были обеспокоены нравами горожан и хотели воспрепятствовать их увлечению театром, актеры были показаны под видом воинов. Позже, когда сëгунское правление было на грани краха, театр не казался уже реальной угрозой, и под видом актеров были изображены воины, активно выступавшие против режима.
гравюра укиë-э, Утагава Кунисада, Тоëхара Кунитика, цензура, актеры театра Кабуки, даймë, анти-сëгунская коалиция
ukiyo-e prints, Utagawa Kunisada, Toyohara Kunichika, censorship, Kabuki theater actors, daimyo, anti-shogunal coalition