БУЗЫКИНА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА (Музеи Московского Кремля, Российская Федерация). Эстетические воззрения Василия Григоровича-Барского
YULIA BUZYKINA (Moscow Kremlin Museums, Russian Federation). Vassiliy Barskiy’s Aesthetic Views
Предметом нашего исследования являются эстетические суждения Василия Григоровича-Барского, изложенные им в путевых заметках. Хотя Барский не писал специально о том, что есть для него «лепота», то есть красота, в его описаниях городов, монастырей и отдельных архитектурных сооружений часто встречаются характеристики архитектуры как красивой или некрасивой. Красивыми он находит самые разные сооружения, от роскошных построек итальянских городов, до менее очевидных примеров.
С одной стороны, важным критерием красоты архитектуры является ясность формы и регулярность. Это касается в первую очередь городов. Барский отмечает, что в Неаполе фасады высоких домов, отделанные разноцветными мраморами, образуют единую линию, что улицы в городе трех вариантов ширины — самые широкие для богатых, средние для зажиточных, узкие для бедных, при том, что все дома, даже бедные — красивы. Самым красивым сооружением на Кипре Барский называет монастырь св. Маманта, представляющего собой единый ансамбль наподобие маленькой крепости, состоящий из собора, монастырской стены и келий. Его архитектура подкупает своей ясностью и легко читается на расстоянии.
С другой стороны, путешественник ценит сложные силуэты и живописные композиции. Например, Рим очаровывает его зелеными пригородами и видом города издалека, с его роскошными дворцами и огромными древними храмами с крестами на высоких кровлях, с крышами, сверкающими позолоченной медью. Особое уважение вызывают сооружения со сложным планом и конструкцией. Готическая архитектура завораживает его своей изощренностью, этой красоте не мешают даже серьезные разрушения, как в случае с аббатством Беллапаис на Кипре. Путешественник оставался среди этих руин целый день, обходя и осматривая эти некогда прекрасные величественные здания, дивился искусству мастеров, его создавших. Он хотел бы зарисовать Беллапаис, но «возленился», поняв, что не справится с такой задачей.
Хотя Барский не владел в совершенстве архитектурной терминологией и не мог рассуждать о стилях архитектуры, у него было свое представление об ее красоте, которое он последовательно выражал в своих записках. Его эстетические суждения представляют ценность для истории искусства как один из первых примеров такого текста на русском языке. Впоследствии его опыт получит развитие в христианской археологии и искусствознании.
Василий Барский, эстетические воззрения, христианская археология, архитектура, травелоги
Vassiliy Barsliy, aestetic conception, Christian archaeology, architecture, travelogues